Интеграционные процессы в профессиональном образовании Карелии

Н. А. Грибанова

Министерство образования и по делам молодежи РК
dep_prof@minedu.karelia.ru

Концепция модернизации российского образования предусматривает как структурную, так и институциональную перестройку профессиональной подготовки кадров. Идет поиск путей интеграции общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального образования, получает развитие многоуровневое образование, создаются университетские комплексы. Главная задача состоит в том, чтобы на этой основе обеспечить более полное соответствие системы и практики подготовки кадров требованиям, предъявляемым рынком.

Суть модернизации в профессиональном образовании состоит в расширении возможностей и вариантов получения профессии, в создании условий, позволяющих обучаемым самостоятельно формировать образовательную траекторию с учетом своих интересов, наклонностей, потребностей. Следует предусмотреть гибкость и вариативность образовательных программ, возможность их изменений с учетом объективно складывающихся условий. Необходимость реализации гибких подходов к содержанию образования обусловлена, прежде всего, такими социально-экономическими факторами, как изменчивость спроса на конкретные профессии.

Учреждения профессионального образования Республики Карелия имеют некоторый опыт интеграции и внедрения многоуровневых образовательных программ. Так, с 1995 года в республике действует учебно-педагогический комплекс «Контакт», объединяющий Карельский государственный педагогический университет, педагогический колледж №1, социально-педагогический колледж, технические училища № 1, 4, 18, 19.

В результате осуществления совместного проекта с финскими коллегами создан многоуровневый образовательный комплекс «Технология», целью Деятельности которого является совершенствование подготовки профессионально-педагогических кадров для учебных заведений Республики Карелия: преподавателей и мастеров профессионального обучения, учителей технологии и предпринимательства. Основу комплекса "Технология" составляют профессиональные училища и лицеи г.Петрозаводска и факультет технологии и предпринимательства Карельского государственного педагогического университета.

Существуют интегрированные модели подготовки специалистов по техническим специальностям. Например, в области строительства, начиная с 1998 г. Петрозаводский строительный техникум и Петрозаводский государственный университет осуществляют подготовку архитекторов по сквозному учебному плану.

Сегодня с особой актуальностью стоят задачи по реформированию старшей ступени общеобразовательной школы и созданию профильной. И в этом направлении интересен опыт колледжа железнодорожного транспорта по созданию классов допрофессиональной подготовки. Такие классы организованы в школах Петрозаводска, Кеми, Сегежи.

В качестве хорошего примера интеграции среднего профессионального и общего образования хотелось бы привести проект создания Республиканского сетевого педагогического лицея. Он объединил созданные на базе педколледжа №1 лицейские профильные классы, профильные классы центральных школ Пряжинского, Кондопожского, Медвежьегорского районов и имеет своей целью повышение качества подготовки выпускников школ, ориентированных на получение педагогических специальностей.

Примеры интеграции образовательных программ различных уровней можно было бы продолжить. Этот опыт полезен и необходим. Прежде всего, решаются задачи повышения качества подготовки специалистов за счет преемственности стандартов образования, рационального использования научно-педагогических кадров, учебно-материальной базы. Взаимодействие разноуровневых учебных заведений способствует активизации контактов между педагогическими коллективами, совместному проведению методической, научно-исследовательской работы.

Как известно, сегодня разрабатываются три модели интеграции: университетский образовательный округ, ассоциация нескольких структур, сохраняющих статус юридического лица, и университетский комплекс как единое автономное учебное заведение (единое юридическое лицо).

Существующие в республике модели интеграции учебных заведений и образовательных программ созданы по собственной инициативе педагогических коллективов, без административного давления сверху и в рамках действующих нормативно-ведомственных актов. На самом деле проблема сложна, требует глубокого анализа и теоретической проработки. Главная опасность – нельзя допустить «поглощения» одного уровня образовательных программ другим. С другой стороны, оправданы ли дополнительные затраты времени и средств при разработке, например, сокращенных программ подготовки по специальностям? Как достичь преемственности, как обеспечить фундаментальность образования, как реализовать прикладной характер обучения на разных уровнях? Анализ существующей практики позволит найти правильные управленческие решения, провести многовариантную интеграцию образовательных программ в соответствии с требованиями экономики республики, отраслей, работодателей.

Вышеназванные примеры свидетельствуют об интеграции «внутри самой системы». Но сегодня перед профессиональным образованием на первый план выдвигаются задачи интеграции с рынком труда, прогнозирования потребностей в кадрах отраслей экономики и социальной сферы. С учетом этих актуальных задач данный семинар и результаты проведенного под руководством профессора В.А. Гуртова мониторинга имеют важнейшее значение.

В Концепции модернизации российского образования до 2010 г. в качестве приоритетных выделены начальное и среднее профессиональное образование. На общегосударственном уровне заявлено о необходимости их опережающего развития. Необходимо отметить, что опережающее развитие означает, прежде всего, коренное изменение качества образования, повышение его роли в обеспечении развития экономики. Это очень актуально и для нашего региона. Сегодня мы отчетливо осознаем, что без специалистов среднего профессионального образования, имеющих хорошую теоретическую подготовку, владеющих многофункциональными практикоориентированными умениями, невозможно развивать высокотехнологичное производство, информатизацию, требующую обслуживания вычислительной техники, поддержки автоматизированных систем, тех направлений, которые определяют темпы развития производства, обеспечивают качество и конкурентоспособность продукции.

Остановлюсь на проблемах среднего профессионального образования.

В настоящее время в Карелии 22 техникума, колледжа и филиала, ежегодно прием и выпуск составляют более 2 тысяч человек. Из общего числа учреждений среднего профессионального образования только пять находятся в республиканском подчинении (их учредителями являются Минобразование и Минкультуры РК). Все остальные учреждения находятся в разной ведомственной подчиненности и по своей направленности отражают экономические и социальные особенности нашего региона. Можно сделать вывод о том, что мы располагаем достаточно развитой сетью учреждений профессионального образования, но пока нет системы среднего профессионального образования, адекватной потребностям региона, местным рынкам труда, достаточно высоким требованиям, предъявляемым к уровню квалификации выпускников. К сожалению, в последнее время так сложилось, что объемы, структура и качество подготовки специалистов в основном подчинены интересам исключительно образовательных учреждений, не всегда соответствуют новым потребностям рынка труда. Между тем в настоящее время одной из наиболее важных задач развития образовательной системы является регионализация. Требования к подготовке специалистов в конкретных учебных заведениях должны определяться, прежде всего, профессиональными сообществами работодателей, что позволит выпускникам быть востребованными и конкурентоспособными на рынке труда. Практикоориентированное образование в средней профессиональной школе невозможно без социального партнерства со сферой труда, без установления связи обучения студентов с предприятиями, на которых им предстоит работать. Именно такой механизм взаимодействия позволит преодолеть относительную изоляцию подготовки кадров от их использования, качественные и количественные различия между спросом и предложением на рынке труда. При проектировании образовательных программ средние специальные учебные заведения имеют возможность с участием работодателей разрабатывать содержание обучения с учетом специфических особенностей тех или иных предприятий. Такие академические свободы для формирования вариативных программ заложены в образовательном стандарте второго поколения, который внедряется с 1сентября 2002 года. И сегодня очень важно, чтобы учебные заведения смогли максимально использовать свои свободы и спроектировать в части национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения то содержание образования, которое позволит им стать уникальными и интересными для Карелии, поднять свой престиж, привлекательность и востребованность.

Таким образом, стратегическая цель модернизации среднего профессионального образования – создание региональной системы профобразования и превращение ее в фактор социально-экономического развития республики. Мы должны заинтересовать предприятия, работодателей профобразованием, подготовкой кадров. А для этого необходимы поправки в существующее законодательство, прежде всего налоговое, установление системы льгот и гарантий для предприятий, предоставляющих оборудование и оказывающих финансовую поддержку учебным заведениям. 

Исходя из оценки сложившейся на сегодняшний день ситуации, государственных функций и интересов различных министерств и ведомств, учреждений профессионального образования Министерство образования и по делам молодежи РК считает целесообразным заключить Соглашение о взаимодействии и создать рабочую группу из представителей заинтересованных ведомств по координации деятельности по повышению качества профессионального образования в РК.

Основные задачи этой деятельности:

·        Повышение качества профессионального образования;

·        Формирование контингента и направлений подготовки с учетом потребностей региона;

·        Поиск путей перехода от отраслевого федерального управления учреждениями профессионального образования к федерально-региональному управлению;

·        Прогнозирование рынка труда;

·        Осуществление государственного заказа на проведение научно-исследовательских работ по проблемам кадровых ресурсов;

·        Создание системы оценки качества профессиональной подготовки выпускников вузов и ССУЗов РК;

·        Анализ кадрового потенциала учреждений среднего профессионального образования и создание с участием вузов целевой региональной программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров  для среднеспециальных учебных заведений.

·        Разработка и внесение предложений по нормативно-правовой поддержке и стимулированию предприятий и работодателей, участвующих в процессе подготовки кадров.

·        Разработка механизма формирования государственного регионального заказа на подготовку специалистов.

Таким образом, предстоит значительная работа по разноуровневой интеграции в системе образования и созданию условий для тесного взаимодействия с рынком труда. Данная программа позволит сформировать региональный профессионально-образовательный комплекс, сконцентрировать усилия социальных партнеров образования: работодателей, служб занятости, органов местного самоуправления на главных для республики направлениях социально-экономического развития.