Целевая контрактная подготовка специалистов
в Республике Карелия: опыт, проблемы

Л. В. Прохорова

Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия
prohorova_ludmila@hotmail.com

Одна из задач, определенных Министерством образования и по делам молодежи Республики Карелия на 2003 год как ключевая в дальнейшем развитии профессионального образования на территории республики, – завершить создание региональной модели осуществления целевой контрактной подготовки специалистов.

Правовой основой организации целевой контрактной подготовки (далее – подготовки) специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия как одном из ее субъектов являются Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. № 942 и приказ Государственного комитета РФ по высшему образованию от 26.09.95 № 1335 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием», инструктивное письмо Госкомвуза от 22.12.99 №11-33-138ин/11-2.

Основная задача подготовки – удовлетворение потребностей в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций и учреждений. В современных сложных условиях прием в учреждения высшего и среднего профессионального образования на условиях целевой контрактной подготовки в Республике Карелия выполняет частично и дополнительную функцию – повышения доступности профессионального образования для выпускников сельских и отдаленных школ.

Существующий порядок предполагает установление объемов подготовки федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении образовательные учреждения. В случаях финансирования целевой контрактной подготовки специалистов из регионального бюджета задания устанавливаются региональными органами исполнительной власти.

Постановлениями Правительства Республики Карелия «О развитии Петрозаводского государственного педагогического университета до 2005 года» (1999 г.) и «О развитии Карельского государственного университета на 2002 – 2006 годы» (2001 г.) был определен стратегический курс на введение регионального заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов для отраслей народного хозяйства республики. Для координации работы по целевому направлению выпускников общеобразовательных школ в учреждения среднего и высшего профессионального образования была образована Республиканская комиссия по целевой контрактной подготовке специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (постановление Председателя Правительства Республики Карелия от 12.02.01 №29). Задача комиссии – утверждать объемы подготовки в разрезе образовательных учреждений и муниципальных образований. Исполнительным органом, формирующим и представляющим на утверждение комиссии заявки на подготовку специалистов, определено Министерство образования и по делам молодежи РК.

В соответствии с установленным порядком, начиная с 2000 года, Минобразования Карелии ежегодно уточняет возможности учреждений профессионального образования по объемам целевой контрактной подготовки, формирует заявку на подготовку специалистов с учетом потребности в кадрах органов местного самоуправления, представляет заявку в комиссию. На основании представленной заявки готовится и принимается решение комиссии или распоряжение Главы РК, которым определяются объемы задания учреждениям профессионального образования на целевую контрактную подготовку для самоуправляющихся территорий.

В результате трехлетней работы во исполнение вышеназванных постановлений Правительства РК в учреждения профессионального образования принято на условиях целевой контрактной подготовки 1537 чел., в том числе:

-        Петрозаводский государственный университет – 614 чел.

-        Карельский государственный педагогический университет – 549 чел.

-        Петрозаводский педагогический колледж №1 – 135 чел.

-        Петрозаводский социально-педагогический колледж – 93 чел.

-        Петрозаводский медицинский колледж – 111 чел.

В 2002 г. в качестве эксперимента по инициативе Министерства образования и по делам молодежи РК был организован целевой прием в 6 учреждениях среднего профессионального образования, учредителями которых являются федеральные отраслевые министерства (Петрозаводское речное училище, Автотранспортный техникум, Колледж железнодорожного транспорта, Машиностроительный колледж, Техникум городского хозяйства, Строительный техникум). На обучение по направлениям администраций муниципальных образований принято 35 человек.

Объемы целевой контрактной подготовки специалистов с высшим образованием по муниципальным образованиям представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Район (город)

ПетрГУ / КГПУ (количество обучающихся)

2000 год

2001 год

2002 год

1

Беломорский

6 / 12

10 / 10

9 / 13

2

Калевальский

5 / 1

7 / 2

7 / 5

3

Кемский

4 / 6

6 / 2

4 / 10

4

Кондопожский

18 / 10

20 / 7

8 / 5

5

г. Костомукша

2 / 1

2 / 2

6 / 4

6

Лахденпохский

1 / 2

6 / 4

4 / 2

7

Лоухский

9 /12

1 / 4

7 / 6

8

Медвежьегорский

12 / 10

11 / 16

13 / 13

9

Муезерский

9 / 6

5 / 6

9 / 9

10

Олонецкий

10 / 6

19 / 8

13 / 10

11

г. Петрозаводск

47 / 12

49 / 15

42 / 12

12

Питкярантский

9 / 4

14 / 2

7 / 9

13

Прионежский

13 / 8

12 / 7

12 / 8

14

Пряжинский

11 / 7

20 / 6

21 / 11

15

Пудожский

6 / 3

11 / 7

11 / 6

16

Сортавальский

5 / 8

7 / 13

8 / 10

17

Суоярвский

9 / 4

8 / 6

6 / 11

18

Сегежский

6 / 8

10 / 7

7 / 10

19

Вепсская

национальная волость

1 / -

13 / 3

6 / 1

 

 

Лидируют по количеству студентов, обучаемых в вузах, муниципальные образования Беломорск и Беломорский район, Кондопога и Кондопожский район, Медвежьегорск и Медвежьегорский район, Олонец и Олонецкий район, Пряжа и Пряжинский район, Прионежский район; с нарастающим из года в год количеством студентов-«целевиков» идут Калевала и Калевальский район, Пудож и Пудожский район, Сортавала.

Анализ организации подготовки в 2000 – 2002 гг. свидетельствует о росте ее объемов: в 2002 г. принято 510 чел., что на 12% больше, чем в 2001 г.; о расширении перечня специальностей, на которые ведется прием на условиях целевой контрактной подготовки. Однако имеется ряд проблем, требующих усиления взаимодействия всех субъектов процесса осуществления целевой контрактной подготовки, направленного на достижение конечного результата – подготовку высококвалифицированного специалиста для предприятия / организации / учреждения, расположенного в сельской местности, закрепление его на селе.

Проблемы:

-        несбалансированность спроса и предложения;

-        низкое качество отбора абитуриентов, поступающих на условиях целевой контрактной подготовки на местах;

-        отсутствие региональной нормативно-правовой базы;

-        отсутствие стимулов для закрепления молодых специалистов на селе.

В связи с этим возникает ряд предложений по дальнейшему совершенствованию данного вида подготовки специалистов в Республике Карелия, среди которых можно назвать следующие направления:

1. Повышение роли и ответственности самоуправляющихся территорий в организации подготовки. С этой целью рекомендовать органам местного самоуправления:

1.1.    Разработать локальную нормативную базу для проведения качественного отбора выпускников школ для направления на обучение в учреждения профессионального образования на условиях целевой контрактной подготовки; отбор абитуриентов проводить исключительно через конкурсную комиссию.

1.2.    Незамедлительно начать подготовительную работу по рассмотрению возможностей трудоустройства обучающихся студентов-«целевиков» с учетом того, что первый выпуск направленных на обучение в Петрозаводский государственный университет ожидается в 2005 г.; провести встречи со студентами, обучающимися на условиях целевой контрактной подготовки, в администрациях самоуправляющихся территорий.

1.3.    Определить потребность предприятий и организаций, расположенных на самоуправляющихся территориях, в специалистах соответствующего уровня образования и специализации на период до 2006 г. и продолжить работу по формированию заявки на целевой контрактный прием с отраслевыми министерствами и ведомствами.

2. Усилить роль и ответственность отраслевых министерств и ведомств в организации подготовки исходя из того, что каждое ведомство решает вопросы организации целевой контрактной подготовки по интересующим направлениям и ведет работу с администрациями самоуправляющихся территорий и учебными заведениями самостоятельно.

3. Разработать систему мероприятий, направленных на социальную поддержку выпускников вузов и техникумов и стимулирование деятельности молодых специалистов в отдаленных районах и сельской местности.

4. Усилить координацию деятельности всех заинтересованных ведомств, организаций, предприятий, создать четко отлаженный механизм достижения сбалансированности спроса и предложения на целевую подготовку и целевую контрактную подготовку.

Сегодня, в отличие от того времени, когда профессиональная школа готовила специалистов под заказ для базовых предприятий с гарантированным трудоустройством выпускников, необходимыми составляющими подготовки рабочих и специалистов в регионе должны стать постоянный мониторинг рынка труда, изучение и прогнозирование кадровых потребностей работодателя для подготовки специалистов по тем профессиям и специальностям и такого уровня квалификации, которые будут востребованы. Положительное решение данного вопроса исключит дублирование подготовки специалистов одного и того же профиля в учреждениях профессионального образования, расположенных на территории республики, сократит процент невостребованных рынком труда выпускников вузов, техникумов и колледжей, а также профессиональных училищ и лицеев, позволит своевременно вносить корректировку в учебные планы и программы учреждений профессионального образования, приведет к более рациональному использованию бюджетных средств, в т.ч. и на целевую контрактную подготовку.