Региональная экономика переходного периода:
возрастающая роль образования в социальном партнерстве власти, бизнеса и науки

Г. И. Захаров

Карельский региональный институт управления,
экономики и права ПетрГУ при Правительстве РК
zakh-ins@mainpgu.karelia.ru

Отсутствие единой государственной политики кадрового обеспечения управленческих структур всех уровней специалистами, способными эффективно работать в экстремальных условиях кризисных ситуаций, является одной из определяющих причин того, что в нашей экономике так и не заработали в полную силу рыночные механизмы эффективного накопления капитала. Концепции социально-экономического развития субъектов России во многих своих разделах одинаково напоминают декларации о намерениях, так как недостаточно учитывают возможности главного внутреннего резерва республик и областей – многотысячного отряда молодых и талантливых выпускников вузовских структур дополнительного профессионального образования, обогащенных фундаментальными знаниями рыночной экономики и закаленными в конкурентной борьбе на внутреннем и внешнем рынке товаров и услуг. Попытки центральных российских органов, в том числе Минтруда, Минэкономики, Минобразования, директивно стимулировать эту работу на местах не имеют успеха, так как все унифицированные схемы и распоряжения при всей добросовестности авторов не в состоянии учесть реальную обстановку на кадровом рынке каждого региона, каждой республики, области.

Ученые университета, искренне желая помочь изменению такой ситуации, провели собственный анализ для выяснения того, почему это не удавалось и не удается сделать до сих пор на местах, и попытались определить собственное видение этой проблемы. В результате выявились следующие основные причины:

-   отсутствие в органах власти достаточного количества подготовленных специалистов, пришедших во власть всерьез и надолго, способных сосредоточить в своих руках всю организационно-кадровую работу;

-       нежелание во многих случаях форсировать эту работу из-за опасения создать здоровую, но нежелательную конкуренцию по всей вертикали местной административной власти. Причина – боязнь разрушить привычный круг административного общения, довольно часто формирующийся не по деловым качествам, а с учетом личных заслуг, симпатий и преданности;

-       неутешительный факт, заключающийся в том, что из толковых организаторов, проявивших себя в управлении бизнесом, лишь немногие соглашаются на министерские оклады, а если и приходят, то совершенно с другими своекорыстными целями и ненадолго;

-       недооценка того обстоятельства, что в самих управленческих организациях на местах во многих случаях утрачено уважительное отношение к распоряжениям и директивам централизованных органов власти, так как в большинстве случаев они не обеспечены ни материально, ни морально при полном отсутствии возможностей компенсировать это за счет средств самих субъектов Федерации;

-       наконец, главное – отсутствие в арсенале администраций собственных кадровых служб, центров, созданных на базе головных специализированных вузовских структур, способных сосредоточивать в своих руках всю селекционную работу по отбору наиболее талантливых управленцев, формировать картотеки и банки данных о выпускниках, представляющих весь спектр региональной экономики, что дало бы возможность представителям министерств экономики, труда, образования и т. д. создавать грамотную концепцию долгосрочного кадрового обеспечения социально-экономической сферы республики, области.

Что вынуждены были учесть мои коллеги из Карельского регионального института управления, экономики и права Петрозаводского университета, которым Правительство РК и университет поручил начать такую работу? Прежде всего, то, что на первых порах мы, как инициаторы, одни. В органах государственной власти не было и до сих пор нет управленческих структур, целенаправленно осуществляющих работу по перспективному планированию и координации деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленческих кадров отраслей и предприятий различных форм собственности.

Начинать пришлось с формирования обобщенного банка данных о выпускниках высших учебных заведений, проявивших способности к управленческой деятельности, устанавливать прямые связи учебных заведений с кадровыми службами органов государственной власти, ведущих отраслей и предприятий, структурами Министерства труда и занятости.

Одновременно институт развернул целенаправленную работу на таких крупнейших в республике и регионе индустриальных предприятиях, как Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат, Надвоицкий алюминиевый завод, Питкярантский целлюлозно-бумажный завод, нескольких крупных машиностроительных и металлургических предприятиях по созданию непосредственно на самих предприятиях многоуровневых структур непрерывного обучения управленческих кадров и технического персонала основам рыночной экономики.

Сегодня в стенах института формируется заказ от этих предприятий на подготовку, переподготовку и повышение квалификации уже второго резервного эшелона кадров.

Отдел консалтинга Кадрового центра оказывает подшефным предприятиями другие виды помощи, в частности: разработка бизнес-планов, поиск рациональных путей развития и совершенствования производства, объективная оценка эффективности работы персонала управления и т.д.

В настоящее время ведется поисковая работа по привлечению зарубежных инвестиций, грантов для осуществления подготовки, переподготовки кадров, их стажировки за рубежом.

Сказанное выше – это только небольшая часть вопросов, которые мы и в дальнейшем намерены решить в рамках созданного на базе Карельского регионального института управления, экономики и права ПетрГУ при Правительстве РК Кадрового центра. Институт, как неформальный Кадровый центр, уже сегодня является идеальной политической трибуной для руководителей республики, так как невозможно, раскрывая сущность экономической жизни, республики, района, оторвать ее от политики. Все это чрезвычайно важно, если учесть, что более тысячи обучающихся в институте руководителей структур являются представителями малого и среднего бизнеса.

Институт как базовая структура Кадрового центра, на наш взгляд, становится также своеобразным полигоном для отработки готовящихся постановлений, решений Правительства, отражающих важные вопросы экономической жизни, так как по сущности своей слушатели института могут быть потенциальными союзниками Правительства и администрации, и это обстоятельство можно учитывать при развертывании политических кампаний.

Первые результаты этой работы формируют убеждение, что мы стоим сегодня лишь у истоков решения большой проблемы.

Утвердив в своем логотипе девиз «Тверже валюты – знания», институт всей своей деятельностью подтвердил его справедливость. Более 4 тысяч выпускников института представляют весь спектр региональной экономики. Среди них крупные хозяйственные руководители республиканского и российского уровня, специалисты управления в сфере малого и среднего бизнеса, педагоги, врачи и др.

Анализируя двенадцатилетнюю деятельность института, можно сказать, что в его стенах успешно решались не только сугубо образовательные задачи. Институт явился своего рода нетрадиционным инновационным ответом вузовской науки на принципиально новый запрос социального и производственного секторов трансформируемой экономики – внедрения в практику работы новых форм социального партнерства с предприятиями, организациями и органами государственной власти региона.

Стартом в серьезной конкурентной борьбе за признание в этой сфере была первая республиканская международная конференция, организованная институтом совместно с администрацией Правительства РК, по проблемам инвестиционной политики. В ее работе участвовали более 40 представителей крупного бизнеса Швеции, Дании, Франции, ФРГ, Израиля. Одиннадцать из них уже по итогам конференции заключили договоры о партнерстве, товарных поставках.

Институту удалось закрепить этот успех. Состоялась международная конференция по актуальным проблемам формирования инвестиционной политики и современного предпринимательства в РК. По итогам другой международной конференции – «Кадры: сотрудничество во имя прогресса», в которой приняли участие все 40 Центров обучения взрослых и 6 ведущих вузов Финляндии, наша республика, при посредничестве финской стороны, получила 4 гранта ТАСИС по 1,5 миллиона экю каждый, в том числе и институт управления ПетрГУ.

Есть и другие поводы еще раз убедиться в истине, что за знаниями неизбежно придут и деньги, и, что не менее значимо, – признание не только на рынке образовательных услуг.

Высокий уровень деловых отношений с финскими партнерами, гарантия качества обучения позволили институту принимать на обучение представителей малого и среднего бизнеса Финляндии – будущих учредителей совместных предприятий в Карелии и Финляндии.

Совместно с группой финских выпускников институт организовал и провел в Петрозаводске первую в регионе ярмарку товаров и услуг «Торговый мост Запад – Восток – Запад». На ней были представлены финляндской и российской сторонами промышленная продукция 70 крупных и средних акционерных предприятий и более 50 структур малого бизнеса. Только российской стороной в ходе ярмарки были заключены разовые сделки по поставкам товаров более чем на 200 миллионов рублей.

В течение десятилетия своей истории институт многократно подтвердил статус надежного партнера и помощника Правительства в решении других неотложных задач переходного периода.

Не секрет, что инновационность одного из приоритетных направлений деятельности института, а именно включение академического ресурса университета в развитие уже названных предприятий Карелии (таких как «Петрозаводскмаш», «Сегежский ЦБК», Онежский тракторный завод, целлюлозный завод «Питкяранта», Надвоицкий алюминиевый завод, лесопромышленные предприятия и др.), получила высокую оценку как на региональном уровне, так и среди российского бизнес-образовательного сообщества. Усилия университета и института в этой области нашли поддержку в администрации Правительства РК.

Сегодня видится новый, более прогрессивный вариант интеллектуальной деятельности института через усиление и расширение функций республиканского Кадрового центра, способного откликаться на различные запросы деловой жизни: рекрутинговые, профориентационные, мониторинга кадровой ситуации на предприятиях республики, оценки его потенциала.

Другим примером внедрения новых форм работы вуза на рынке образовательных услуг, при соответствующей материальной поддержке, могла быть концепция развития на берегу живописного озера Урозера Международного учебно-оздоровительного центра (24 км от Петрозаводска), предполагающая сочетание элементов образовательного и бизнес-туризма, современных форм обучения с элементами активного отдыха и делового общения.

Время, когда многие вопросы развития удавалось решать только за счет энтузиазма и творческого подхода специалистов вуза, прошло. Очевидно, что и в будущем стоимость любого начинания в современных условиях будет формировать его финансовая инновационная составляющая. На этом сосредоточены поисковые и организационные усилия коллектива и партнеров института, хотя для большого оптимизма в этой связи пока что поводов нет. Народная мудрость гласит: «Одна или даже несколько ласточек весны не делают», и все же отрадно, что уже есть первые обнадеживающие признаки потепления в этой важной сфере.

В частности, определенный оптимизм вызывает организованная в некоторых регионах и городах Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре и т.д. поддержка кадровых образовательных инициатив в виде создания крупным бизнесом и банками Центров стратегических разработок. Нам кажется, они способны не только обобщать, анализировать, готовить управленческие рекомендации, но и в состоянии индуцировать далеко за пределы собственных администраций необходимость волевых продуманных решений по наведению порядка в самой важной сфере, определяющей экономическую стабильность в регионах и безопасность страны, – кадровой работе.

Я и мои коллеги были бы чрезвычайно рады узнать, что идея развернутого партнерства администраций субъектов РФ с базовыми структурами высшего профессионального образования в ближайшее время повсеместно начнет осуществляться не на словах, а на деле.

Если это произойдет, то мы убеждены, а убежденность эта подтверждается опытом стран, преодолевших аналогичные кризисные ситуации в секторах собственных экономик, что неминуемо и повсеместно начнется, вслед за республиканскими, областными кадровыми центрами, создание региональных кадровых корпораций с общими аналитическим центрами, изучающими тенденции в экономике региона и проецирующими в умы местных руководителей необходимость принятия своевременных высокоэффективных решений. Уже сегодня возможно формирование отраслевых корпораций, имеющих всеохватывающие банки данных о неоднозначных экономических процессах, о специалистах, вакансиях, резерве на продвижение по вертикали снизу вверх. И самое главное – успешная поэтапная реализация таких проектов позволит министерствам экономики, труда и социальной защиты, образования и др. работать не только над созданием постановлений, приказов, и т.д., а в рамках общероссийского Кадрового центра осуществлять осмысленную работу, прежде всего, по оказанию организационной и методической помощи региональным республиканским и областным кадровым центрам по жизненно важным для республик и областей проблемам.

Думается, пришло время для общероссийской консолидации всех административных регионов и высшей школы России в решении этой задачи, имеющей государственную значимость.

Более чем десятилетний опыт работы университета с учреждениями РК, руководителями акционерных предприятий всех уровней в деле профессионального обучения и переподготовки специалистов убеждает в том, что и сегодня, в тяжелых финансовых условиях, задача может быть во многих случаях эффективно и достаточно быстро решена непосредственно на местах по собственным схемам при адекватном напряжении сил и умения руководителей республиканского уровня и высшей школы. Такую же точку зрения разделяют все мои коллеги, ректоры и директора вузов Центральной России, Урала, Сибирского региона и, конечно, соседи из Архангельской, Мурманской, Вологодской областей, с которыми нас объединяют профессиональная общая работа и первые положительные результаты в этой области.

И последнее. Уже сегодня четко прослеживается трехуровневое решение этой, в целом общегосударственной, проблемы.

Уровень первый

Создание на базе ведущих вузовских структур области, края, республики собственных кадровых центров, осуществляющих с помощью специализированного отдела Минэкономики, Минтруда, социальной защиты и др. широкомасштабную координационную работу по текущему и перспективному обеспечению вакантных мест в структурных управлениях всех уровней и межпрофессиональной ротации кадров.

Уровень второй

Создание на базе региональных кадровых центров аналогичных специализированных административно-учебных структур, способных к партнерству и созданию единого банка данных о кадровых резервах и вакансиях в регионе и соседних областях, усиленных юридически обеспеченными диспетчерскими функциями.

Уровень третий

Создание единого Кадрового центра Правительства России при непосредственном участии Министерства труда, Министерства экономики на базе Государственной академии народного хозяйства России, Государственного университета управления, Российской государственной академии труда и других ведущих вузов страны и регионов. Определение в качестве главной функции этой структуры оказание организационно-методической помощи региональным, республиканским и областным Кадровым центрам.