Анализ потребности в кадрах для системы образования Республики Карелия основан на данных статистического учета по ряду индикаторов анализа демографических трендов, показателях развития системы учебных заведений, данных о фактической подготовке специалистов. Расчет проводился для системы дошкольного, школьного, начального и среднего профессионального образования. Принимались во внимание предложения Правительства РК о потребности в кадрах с ВПО до 2006 и 2010 года по разделу группы 050000 "Образование и педагогика", сведения о количестве и структуре вакансий педагогических кадров в республике, конкурсная ситуация в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
Исходя из общих соображений, потребность в педагогических кадрах и в организации обучения по соответствующим специальностям в учреждениях среднего профессионального образования и в вузах определяется [1, 2, 3]:
- необходимостью предоставления возможности реализации права личности на получение образования, обеспечивающего "самоопределение личности, создание условий для ее самореализации" (ст. 14 Закона "Об образовании");
- возрастной структурой населения республики и тенденциями ее изменения;
- наличным уровнем образования в возрастных группах и тенденциями и потребностью его изменения;
- сложившейся и формирующейся структурой экономики и социальной сферы;
- сложившейся и формирующейся структурой системы образования;
- потребностью и реальной обеспеченностью педагогическими кадрами учебных заведений;
- необходимостью организации систематического повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров;
- уровнем развития в обществе института семейного воспитания (неформальных образовательных структур), особенно для детей дошкольного возраста, дополнительного образования детей и взрослых.
Всем перечисленным позициям, в той или иной степени, могут быть соотнесены достаточно эффективные по прогностическому потенциалу индикаторы, имеющиеся в указанных и дополнительных источниках, а также вычисляемые в процессе анализа.
Сфера образования в структуре экономики Республики Карелия
Место, которое занимает сфера образования в структуре экономики РК, можно оценить по доле занятого населения, а также ряду других показателей, приведенных в таблице 1. В общей совокупности в образовании работает около 35000 человек, или более 10% населения, занятого в экономике [4, 5]. При этом уже заметна тенденция снижения этой доли, главным образом в связи с сокращением количества детей младшего возраста. Особенно это хорошо видно на примере значительного уменьшения числа дошкольных учреждений: с 381 до 301 за пять лет. В предстоящий период общеобразовательная школа будет испытывать нарастающее влияние фактора снижения численности классов, которое уже коснулось начальной школы. Происходит соответствующее снижение потребности в педагогических кадрах, работающих непосредственно в начальной школе.
Таблица 1
Показатель |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
Занято в образовании, чел. |
37000 |
34400 |
35400 |
35300 |
34800 |
% численности занятых в образовании от занятых в экономике |
11,2% |
11,1% |
10,8% |
10,5% |
10,4% |
Число дошкольных учреждений |
381 |
360 |
340 |
311 |
301 |
Число общеобразовательных |
355 |
354 |
350 |
333 |
329 |
Число дневных общеобразовательных учреждений |
341 |
340 |
336 |
319 |
315 |
Число вечерних (сменных) |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
Число школ для детей с ОВЗ |
12 |
11 |
11 |
11 |
12 |
Число учреждений НПО |
21 |
21 |
21 |
23 |
23 |
Число учреждений СПО |
16 |
15 |
15 |
16 |
16 |
Число вузов |
5 |
5 |
6 |
5 |
5 |
Количество общеобразовательных школ в республике за последние пять лет снизилось с 355 до 329.
Что касается учреждений начального и среднего профессионального образования, то их число несколько выросло за последние годы, соответственно возросла потребность в педагогических кадрах для их обеспечения. Анализируя таблицу 1, следует обратить внимание на то, что значительное число филиалов вузов, работающих на территории Карелии, представляет статистику о педагогических кадрах по месту нахождения своих базовых вузов. При детальном анализе потребности в педагогических кадрах высшей квалификации должен быть учтен этот факт, так как филиалы вузов в значительной мере пользуются услугами преподавателей, проживающих в данном регионе.
Рассматривая место сферы образования в структуру экономики, нельзя не отметить по-прежнему низкий уровень заработной платы педагогических кадров (1962 руб. в 2001 году). Несмотря на некоторый рост заработной платы в последние годы, заработная плата педагогических кадров по отношению к средней заработной плате по экономике снизилась с 60,7% в 1997 году до 57,5% в 2001 году.
Необходимо также обратить внимание на тенденцию роста негосударственных учебных заведений, которые пока не составляют в количественном отношении значительную долю от всех учебных заведений, но могут существенным образом в будущем увеличить потребности в высококвалифицированных педагогических кадрах.
Педагогические кадры в образовании
Структура педагогических кадров, занятых в отрасли «Образование», в разрезе специальностей может быть оценена исходя из рассмотрения структуры занятости в образовательных учреждениях соответствующих уровней и структур дополнительного образования для детей. Кроме сведений, приводимых в таблице 2, рассматриваются также детальные данные по набору специальностей на примере высшего профессионального образования по диаграммам на рисунках 1 и 2 [6, 7]. При этом следует исходить из того, что по существующим нормативным документам все педагогические кадры, работающие в сфере образования, должны иметь высшее образование. Имея в виду эту цель, отмечается, что в дошкольных учреждениях доля педагогических работников с высшим образованием – около 30%, в общеобразовательных школах – выше 90% (от 50% – музыка, пение, труд, изобразительное искусство, до 99% – в старших классах), в средних профессиональных учреждениях – около 95% [8].
Таблица 2
Показатель |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
Численность занятых в образовании, чел. |
37600 |
34700 |
35700 |
36000 |
35200 |
Принято работников образования |
|
|
6272 |
7382 |
8498 |
Принято в % от среднесписочной |
|
|
18,2% |
21,5% |
25,4% |
Выбыло работников образования |
|
|
6656 |
7947 |
8571 |
Выбыло в % от среднесписочной |
|
|
19,4% |
23,2% |
25,6% |
Педагогические кадры в дошкольных |
8275 |
7436 |
6602 |
5867 |
5303 |
Педагогические кадры в общеобразовательных школах,
чел. |
12833 |
13034 |
13083 |
13023 |
12846 |
Численность преподавателей |
799 |
821 |
864 |
891 |
874 |
Численность преподавателей |
833 |
860 |
884 |
870 |
885 |
Численность ППС в вузах, чел. |
1106 |
1130 |
1123 |
1146 |
1233 |
Рис. 1
Рис. 2
Распределение численности персонала, занятого в системе образования, по различным уровням образования приведено в таблицах 3, 4 и показано на рисунках 3, 4. Видно, что из 35 тыс., занятых в этой системе, 27,7 тыс. человек работают в школах и дошкольных учреждениях.
Таблица 3
Численность
работников учреждений образования, (человек)
|
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
Численность работников в учреждениях
образования – всего |
39200 |
38731 |
39174 |
37040 |
34394 |
35394 |
35230 |
34772 |
В том числе: в учебных заведениях по подготовке кадров:
из них |
7013 |
6952 |
7216 |
6710 |
6210 |
6870 |
6900 |
7081 |
1. Высшие профессиональные учебные заведения |
2971 |
3064 |
3150 |
3226 |
2949 |
3068 |
2920 |
3312 |
2. Средние профессиональные учебные
заведения |
1692 |
1715 |
1952 |
1947 |
1842 |
1842 |
2014 |
1970 |
3. Учебные заведения по подготовке и
повышению квалификации рабочих и других работников |
2350 |
2173 |
2114 |
1537 |
1419 |
1960 |
1966 |
1799 |
Общеобразовательные школы |
32187 |
31779 |
31958 |
30330 |
28184 |
28524 |
28380 |
27691 |
1. Дневные общеобразовательные школы |
16532 |
17484 |
17857 |
19139 |
18401 |
17606 |
17637 |
17254 |
2. Вечерние (сменные) общеобразовательные
школы |
355 |
383 |
213 |
107 |
106 |
393 |
375 |
363 |
3. Дошкольные учреждения |
14553 |
13133 |
12784 |
9953 |
8576 |
9129 |
8939 |
8458 |
4. Детские дома, детские приемники-распределители |
747 |
779 |
1104 |
1131 |
1101 |
1396 |
1429 |
1616 |
Рис. 3. Численность работников учреждений образования
Таблица 4
Численность учителей дневных
общеобразовательных школ Министерства образования Республики Карелия (2000/2001 учебный год)
|
Численность учителей, человек |
Из них имеют образование, % |
Из общей численности учителей женщины, % |
|||
высшее |
незаконченное высшее |
среднее |
||||
всего |
педагогическое |
|||||
Все учителя (включая руководителей школ), в том числе |
8427 |
84,9 |
1,7 |
12,9 |
11,1 |
90,8 |
Директора школ, в том числе |
287 |
|
|
|
|
|
1. Начальных |
19 |
57,9 |
|
42,1 |
42,1 |
100 |
2. Основных |
73 |
98,6 |
1,4 |
- |
|
89 |
3. Средних (полных) |
195 |
99,5 |
0,5 |
- |
|
83,1 |
Заместители директоров школ, в том числе |
565 |
|
|
|
|
|
1. Начальных |
5 |
80 |
- |
20 |
20 |
100 |
2. Основных |
60 |
93,3 |
1,7 |
5 |
5 |
100 |
3. Средних (полных) |
520 |
94,8 |
0,7 |
4,5 |
3,1 |
96,5 |
Учителя 1-4 классов |
1674 |
76,2 |
1,3 |
22,5 |
22,5 |
100 |
Учителя 5-11 (12) классов |
4373 |
95,7 |
2 |
2,2 |
2 |
93,6 |
Учителя музыки, пения, изо, физкультуры, труда |
1508 |
57,6 |
2 |
38,3 |
29,4 |
71.0 |
учителя музыки и пения, изобразительного искусства, черчения, физкультуры, трудового обучения учителя 5-11 (12) классов учителя 1-4 классов заместители директоров школ директора начальных школ
Рис. 4
Для системы образования в Республике Карелия продолжает существовать проблема вакансий педагогических кадров. На рисунках 5 и 6 приведена динамика этих вакансий по районам республики и специальностям. Видно, что наибольшее число вакансий среди учителей иностранных языков, труда и информатики. По районам наибольшее число вакансий в Пудожском, Медвежьегорском и Суоярвском районам.
Рис. 5
Рис. 6
Подготовка кадров для образования
Подготовка кадров для образования, для дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений, начальных и средних профессиональных учреждений ведется в средних профессиональных учреждениях, в Карельском государственном педагогическом университете. В незначительном количестве в ряде начальных профессиональных учреждений готовятся воспитатели и помощники воспитателей для дошкольных учреждений. Некоторые статистические данные и оценки годовой потребности в кадрах приводятся в таблице 5, а структура подготовки кадров приведена в таблицах 6 – 9 [5, 8, 9].
Таблица 5
Показатель |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
Оценка потребности в педагогических кадрах для дошкольных
учреждений, чел./год |
414 |
372 |
330 |
293 |
265 |
247 |
Оценка потребности в педагогических кадрах для общеобразовательных
учреждений, чел./год |
642 |
652 |
654 |
651 |
642 |
626 |
Суммарная потребность ДУ и ОУ, чел./год |
1056 |
1024 |
984 |
944 |
907 |
873 |
Суммарный выпуск СПО и вузов по специальностям образования,
чел./год |
987 |
1002 |
1108 |
997 |
1056 |
1101 |
Вакансии Минобразования РК, чел. |
402 |
427 |
391 |
360 |
563 |
451 |
В т.ч. вакансии в сельских школах, чел. |
217 |
250 |
235 |
191 |
275 |
242 |
Таблица 6
№ спец. |
Специальность |
Вуз |
Акад. уровень |
Форма обуч. |
2001 г. |
2002 г. |
030100 |
Информатика |
2 |
s |
д.о. |
23 |
27 |
030600 |
Технология и предпринимательство |
2 |
s |
д.о. |
100 |
96 |
030600 |
Технология и предпринимательство |
2 |
s |
з.о. |
55 |
56 |
030600 |
Технология и предпринимательство |
2 |
s |
в.о. |
17 |
5 |
030800 |
Изобразительное искусство |
2 |
s |
д.о. |
16 |
27 |
030900 |
Дошкольная педагогика и психология |
2 |
s |
д.о. |
62 |
48 |
030900 |
Дошкольная педагогика и психология |
2 |
s |
з.о. |
26 |
28 |
031200 |
Педагогика и методика начального образования |
2 |
s |
д.о. |
91 |
98 |
031200 |
Педагогика и методика начального образования |
2 |
s |
з.о. |
82 |
79 |
031200 |
Педагогика и методика начального образования |
2 |
s |
в.о. |
14 |
0 |
031300 |
Социальная педагогика |
2 |
s |
д.о. |
|
20 |
031300 |
Социальная педагогика |
2 |
s |
з.о. |
29 |
19 |
032000 |
Специальная дошкольная педагогика |
2 |
s |
д.о. |
35 |
28 |
032000 |
Специальная дошкольная педагогика и психология |
2 |
s |
з.о. |
39 |
17 |
032100 |
Математика |
2 |
s |
д.о. |
56 |
59 |
032200 |
Физика |
2 |
s |
д.о. |
57 |
56 |
032600 |
История |
2 |
s |
д.о. |
29 |
38 |
032900 |
Русский язык и литература |
2 |
s |
д.о. |
174 |
52 |
033200 |
Иностранный язык |
2 |
s |
д.о. |
|
111 |
032900 |
Русский язык и литература |
2 |
s |
з.о. |
24 |
26 |
032900 |
Русский язык и литература |
2 |
s |
в.о. |
6 |
0 |
033100 |
Физическая культура |
2 |
s |
д.о. |
60 |
87 |
033100 |
Физическая культура |
2 |
s |
з.о. |
35 |
35 |
540100 |
Естествознание |
2 |
s |
д.о. |
107 |
112 |
540100 |
Естествознание |
2 |
s |
з.о. |
16 |
0 |
032400 |
Биология |
2 |
s |
з.о. |
|
12 |
051400 |
Музыковедение |
3 |
s |
д.о. |
15 |
15 |
051400 |
Музыковедение |
3 |
s |
з.о. |
0 |
4 |
020400 |
Психология |
2 |
s |
д.о. |
58 |
50 |
020400 |
Психология |
2 |
s |
з.о. |
51 |
53 |
020400 |
Психология |
2 |
s |
в.о. |
0 |
0 |
Всего |
1168 |
1155 |
Таблица 7
№ спец. |
Специальность |
Вуз
|
Акад. уровень |
Форма обуч. |
2001г. |
2002г. |
030100 |
Информатика |
2 |
s |
д.о. |
0 |
0 |
030600 |
Технология и предпринимательство |
2 |
s |
д.о. |
44 |
39 |
030600 |
Технология и предпринимательство |
2 |
s |
з.о. |
40 |
42 |
030800 |
Изобразительное искусство |
2 |
s |
д.о. |
0 |
0 |
030900 |
Дошкольная педагогика и психология |
2 |
s |
д.о. |
43 |
50 |
030900 |
Дошкольная педагогика и психология |
2 |
s |
з.о. |
38 |
25 |
031200 |
Педагогика и методика начального |
2 |
s |
д.о. |
60 |
77 |
031200 |
Педагогика и методика начального |
2 |
s |
з.о. |
86 |
85 |
031300 |
Социальная педагогика |
2 |
s |
з.о. |
0 |
16 |
032000 |
Специальная дошкольная педагогика |
2 |
s |
д.о. |
0 |
0 |
032100 |
Математика |
2 |
s |
д.о. |
35 |
21 |
032200 |
Физика |
2 |
s |
д.о. |
29 |
23 |
032300 |
Химия |
2 |
s |
д.о. |
11 |
14 |
032400 |
Биология |
2 |
s |
д.о. |
17 |
21 |
032500 |
География |
2 |
s |
д.о. |
20 |
22 |
032900 |
Филология (включая иностранные языки) |
2 |
s |
д.о. |
132 |
152 |
032900 |
Филология (включая иностранные языки) |
2 |
s |
з.о. |
21 |
28 |
033100 |
Физическая культура |
2 |
s |
д.о. |
35 |
44 |
033100 |
Физическая культура |
2 |
s |
з.о. |
38 |
35 |
051400 |
Музыковедение |
3 |
s |
д.о. |
16 |
10 |
051400 |
Музыковедение |
3 |
s |
з.о. |
0 |
2 |
020400 |
Психология |
2 |
s |
д.о. |
51 |
45 |
020400 |
Психология |
2 |
s |
з.о. |
|
12 |
Итого |
665 |
706 |
Таблица 8
Название |
№ спец. |
Название учебного заведения |
Базовое образов. |
Срок обучения |
Кол-во учащихся |
Выпуск, человек |
||
2001 |
2002 |
2001 |
2002 |
|||||
Дошкольное |
313 |
Петрозаводский социально-педагогический колледж |
Основное общее |
4 года |
25 |
22 |
86 |
- |
Дошкольное |
313 |
Петрозаводский социально-педагогический колледж |
Среднее |
3 года |
311 |
251 |
26 |
93 |
Изобразительное искусство |
311 |
Петрозаводский социально-педагогический колледж |
Основное общее |
4 года |
102 |
93 |
- |
25 |
Изобразительное искусство |
311 |
Петрозаводский социально-педагогический колледж |
Среднее |
3 года |
165 |
138 |
- |
45 |
Иностранный язык |
303 |
Петрозаводский социально-педагогический колледж |
Среднее |
3 года |
49 |
82 |
126 |
35 |
Коррекционная педагогика |
320 |
Петрозаводский педагогический колледж № 1 |
Среднее |
3 года |
27 |
27 |
- |
- |
Музыкальное |
310 |
Петрозаводский педагогический колледж № 1 |
Основное общее |
4 года |
104 |
111 |
- |
26 |
Педагогика |
317 |
Петрозаводский педагогический колледж № 1 |
Среднее |
3 года |
25 |
23 |
- |
- |
Преподавание |
312 |
Петрозаводский педагогический колледж № 1 |
Основное общее |
4 года |
196 |
213 |
31 |
76 |
Преподавание |
312 |
Петрозаводский педагогический колледж № 1 |
Среднее |
3 года |
156 |
177 |
- |
81 |
Родной язык |
321 |
Петрозаводский педагогический колледж № 1 |
Среднее |
3 года |
29 |
26 |
30 |
- |
Социальная |
314 |
Петрозаводский социально-педагогический колледж |
Среднее |
3 года |
246 |
204 |
108 |
58 |
Физическая |
307 |
Петрозаводский педагогический колледж № 1 |
Основное общее |
4 года |
47 |
23 |
57 |
23 |
Физическая |
307 |
Петрозаводский педагогический колледж № 1 |
Среднее |
3 года |
92 |
89 |
28 |
31 |
Всего |
1165 |
1173 |
409 |
306 |
1574 |
Таблица 9
Профессия, специальность |
Код спец |
Название УНПО |
Базовое образован. |
Срок обучения |
Кол-во учащихся |
Прием |
Выпуск |
|||
2001 |
2002 |
2001 |
2002 |
2001 |
2002 |
|||||
Социальный
педагог |
- |
ГОУ ПЛ №16 г.Сегежа |
Осн. |
3 года |
- |
|
- |
|
14 |
|
Воспитатель |
- |
ГОУ ПЛ №6 г.Сегежа |
Сред. |
1 год |
- |
|
22 |
|
- |
- |
Воспитатель ДОУ |
- |
ГОУ ПЛ №6
г.Сегежа |
Сред. |
4 года |
22 |
- |
- |
- |
2 |
22 |
Помощник воспитателя |
- |
ГОУ НПО №
20 г.Питкяранта |
Осн. |
3 года |
14 |
- |
- |
- |
- |
14 |
Всего |
36 |
|
22 |
|
16 |
36 |
Оценка потребности в этом случае строилась исходя из анализа наличия и тенденции движения педагогических кадров в учреждениях соответствующего уровня, а также на основе предположения о средней длительности трудовой активности в 20 лет. Полученные данные сравнивались со сведениями Минобразования РК о наличии вакансий в школах республики и с данными о выпуске специалистов из средних профессиональных учреждений и из вузов. Также проводилась экстраполяция этих данных до 2005 года с целью прогноза потребности в кадрах на указанный период (рис. 8).
Дополнительная информация, определяющая фактор роста потребности в педагогических кадрах, приводится в таблице 10. В данном случае рассматриваются объемы ежегодного обязательного повышения квалификации педагогических и руководящих работников учреждений системы образования. Видно, что до 25% педагогического персонала должно проходить такое обучение, что, в свою очередь, требует наличия структуры учреждений повышения квалификации и соответствующего количества преподавателей.
Таблица 10
Наименование |
Численность |
Повышение квалификации |
||
педагогические кадры |
руководящие работники |
педагогические кадры |
руководящие работники |
|
1. Дошкольные учреждения |
2893 |
285 |
329 |
82 |
2. Начальное общее образование |
8857 |
868 |
2514 |
345 |
3. Основное общее образование |
2133 |
22 |
264 |
6 |
и среднее общее образование |
6724 |
846 |
2250 |
339 |
4. Начальное профессиональное
образование |
777 |
104 |
315 |
35 |
5. Дополнительное |
1884 |
169 |
327 |
44 |
Всего |
23268 |
2294 |
5999 |
851 |
Повысили квалификацию, в % от численности |
100% |
100% |
25,8% |
37,1% |
Баланс подготовки педагогических кадров для образования
Приводится сводная таблица 11, в которую включены сведения о приеме на специальности группы "Образование и педагогика" по дневной форме обучения (включена также специальность "Психология" из группы 030000, подготовку по которой ведет Карельский государственный педагогический университет), заявленная Правительством РК потребность на 2003 год, а также информация Минобразования РК о наличии вакансий педагогических кадров по специальностям и должностям на начало 2002/2003 учебного года.
Таблица 11
Специальность |
Код специальности |
Основная группа |
Прием, 2002 г. |
Заявленная потребность, 2003 г. |
Вакансии, 2002 г. |
Дошкольная
педагогика и психология |
030900 |
050000 |
48 |
50 |
14 |
Естествознание |
540100 |
050000 |
112 |
50 |
33 |
Изобразительное
искусство |
030800 |
050000 |
27 |
20 |
3 |
Иностранный
язык |
033200 |
050000 |
111 |
90 |
92 |
Информатика |
030100 |
050000 |
27 |
25 |
22 |
История |
032600 |
050000 |
38 |
25 |
25 |
Математика |
032100 |
050000 |
59 |
25 |
21 |
Педагогика
и методика начального образования |
031200 |
050000 |
98 |
75 |
14 |
Психология |
020400 |
030000 |
50 |
50 |
26 |
Русский
язык и литература |
032900 |
050000 |
52 |
50 |
22 |
Социальная
педагогика |
031300 |
050000 |
20 |
25 |
15 |
Специальная
дошкольная педагогика и психология |
032000 |
050000 |
45 |
25 |
20 |
Технология
и предпринимательство |
030600 |
050000 |
96 |
75 |
64 |
Физика |
032200 |
050000 |
56 |
50 |
21 |
Физическая
культура |
033100 |
050000 |
87 |
50 |
12 |
Музыкальное
образование |
030700 |
050000 |
0 |
20 |
24 |
Всего |
926 |
705 |
428 |
Можно отметить, что в целом имеется неплохое соответствие по сравниваемым параметрам. При этом бросается в глаза наиболее выраженный дефицит кадров по иностранному языку и труду, при, казалось бы, достаточном уровне подготовки их в вузах. Вероятно, надо дополнительно проанализировать социально-экономические причины такой ситуации на примере этих специальностей. Графическая иллюстрация таблицы 11 представлена на диаграмме (рис. 7).
Рис. 7
По диаграмме (рис. 8) можно наглядно судить о тенденциях подготовки кадров по специальностям группы "Образование и педагогика" и потребности на примере экстраполяции данных Минобразования РК о вакансиях учительских кадров.
Следует обратить внимание на то, что на фоне формального снижения потребности в педагогических кадрах, идет непрерывный рост выпуска кадров по специальностям указанной группы. С учетом того, что конкурс при поступлении на педагогические специальности, например, в Карельский государственный педагогический университет, составляет около двух человек на место, можно отметить очевидный рост потребности в получении данных специальностей среди населения. Кроме того, предстоит дополнительно проанализировать упомянутые выше тенденции, возможно, связанные с желанием получить перспективное образование для работы в негосударственном секторе экономики, в частности, в сфере образования.
Рис. 8
Исходя из данных экстраполяции (см. рис. 8), можно оценить суммарную потребность на 2005 год в педагогических кадрах с высшим образованием для сферы образования примерно в 800 специалистов в год и выпуск соответствующего года из вузов на уровне 1100 человек.
Другая возможность оценить суммарную потребность в педагогических
кадрах с высшим профессиональным образованием, включая институты неформального
и негосударственного образования и воспитания, вытекает из демографических
показателей по возрастным группам при сопоставлении с фактическими (реальными)
соотношениями числа учащихся и студентов, приходящихся на одного преподавателя.
Исходные данные и результаты вычислений таким методом ("по
демографии") для уровней от дошкольного воспитания до среднего
профессионального образования приведены в таблице 12.
Таблица 12
Показатель |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
Население 0-4 лет, чел. |
34849 |
32933 |
32195 |
31266 |
30979 |
Население 5-9 лет, чел. |
57928 |
52050 |
46215 |
41068 |
37121 |
Население 10-14 лет, чел. |
67832 |
68179 |
67220 |
65379 |
62607 |
Население 15-19 лет, чел. |
60500 |
62162 |
63607 |
64848 |
65852 |
Нетрудоспособное население (до 15 лет) |
172900 |
166600 |
159200 |
151100 |
143900 |
Число детей в ДУ на 1 пед. работника |
3,0 |
3,0 |
3,3 |
3,6 |
4,0 |
Число учащихся в ОУ на 1 учителя |
12,0 |
11,8 |
11,5 |
11,4 |
11,4 |
Число учащихся в НПО |
10,7 |
10,9 |
11,2 |
10,7 |
11,2 |
Число студентов в СПО |
14,2 |
13,1 |
13,2 |
15,7 |
15,9 |
Число студентов в ВПО на 1 преподавателя (для
сравнения, в расчете не применяется) |
10,1 |
10,8 |
13,4 |
14,9 |
15,3 |
Вычисленная потребность в педагогических кадрах для
ДУ, чел. |
21060 |
19501 |
16698 |
14192 |
12496 |
Вычисленная потребность в педагогических кадрах для
ОУ и НПО, чел. |
11460 |
11391 |
11480 |
11254 |
10965 |
Вычисленная потребность в педагогических кадрах для
СПО, чел. |
1416 |
1579 |
1612 |
1378 |
1377 |
Вычисленная суммарная потребность в педагогических
кадрах для ДУ, ОУ, НПО, СПО, чел. |
33936 |
32470 |
29790 |
26825 |
24839 |
Вычисленная годовая потребность в педагогических
кадрах для ДУ, ОУ, НПО, СПО, чел./год |
1697 |
1623 |
1489 |
1341 |
1242 |
Годовая потребность в пед. кадрах ДУ, ОУ, НПО, СПО
(из фактической статистики), чел./год |
1055 |
1023 |
984 |
944 |
907 |
Превышение вычисленной годовой потребности в
педагогических кадрах |
692 |
663 |
571 |
485 |
439 |
Вычисленная таким способом потребность для интервала 1998 – 2001 годов оказалась примерно в 1,5 раза выше потребности, определенной из фактической статистики, с тенденцией сближения, что может отражать как "скрытую" потребность, постепенно снижающуюся, так и слишком грубые допущения, принятые для данного варианта расчета. Расчет выполнялся с учетом следующих приближений и условий:
- для дошкольных учреждений в расчете учитывалась численность всего населения группы от 0 до 4 лет плюс половина от численности группы 5-9 лет;
- для общеобразовательных учреждений учитывалась половина численности группы от 5 до 9 лет плюс полная численность группы от 10 до 14 лет плюс 2/3 численности группы от 15 до 19 лет;
- для среднего профессионального образования учитывалась 1/3 численности группы от 15 до 19 лет;
- для начального профессионального образования "явным образом" расчет не проводился, так как соответствующая возрастная группа включена в расчет для общеобразовательных учреждений из соображений близости соотношения "учащийся – преподаватель".
Численности сформированных таким образом групп умножались затем на соответствующие данным группам реальные коэффициенты соотношения "учащийся – преподаватель". Оценка потребности в педагогических кадрах по коэффициентам соотношения "учащийся – преподаватель" позволяет делать расчет достаточно просто и точно. В случае линейного приближения по установленной динамике изменения потребности в педагогических кадрах мы получим потребность в кадрах с ВПО для системы образования к 2007 году на уровне 500 специалистов в год (рис. 9).
Рис. 9
Баланс потребности в кадрах по отрасли «Народное образование» приведен в таблице 13.
Таблица 13
Уровень |
высшее профессиональное |
неполное высшее |
среднее профессиональное |
начальное профессиональное |
среднее (полное) общее |
основное общее |
начальное общее |
Итого |
Итого: ВПО+ СПО+ НПО |
Занято в отрасли |
14467 |
1162 |
10912 |
2534 |
4048 |
1830 |
246 |
35200 |
29075 |
41,1% |
3,3% |
31,0% |
7,2% |
11,5% |
5,2% |
0,7% |
100% |
|
|
Ежегодная потребность для восполнения естественной убыли (1/25) |
579 |
46 |
436 |
101 |
162 |
73 |
10 |
1 408 |
1162 |
Выпуск ОУ РК |
763 |
н/пл. |
493 |
36 |
н/пл. |
н/пл. |
н/пл. |
н/пл. |
1292 |
Баланс (выпуск-потребность) |
+138 |
|
+57 |
-65 |
н/пл. |
н/пл. |
н/пл. |
н/пл. |
+130 |
Заключение:
В системе дошкольного и школьного образования Республики Карелия занято около 35000 человек, или более 10% населения, занятого в экономике республики. Подготовка кадров для дошкольных учреждений и общеобразовательных школ системы образования ведется в Карельском государственном педагогическом университете, Петрозаводском государственном университете, Петрозаводском педагогическом и социально-педагогическом колледжах и музыкальном училище:
- в области высшего профессионального образования – по 15 специальностям с ежегодным выпуском 706 человек в двух ОУ ВПО;
- в области среднего профессионального образования – по 10 специальностям с ежегодным выпуском 112 человек в трех ОУ СПО;
- в области начального профессионального образования – по 4 специальностям с ежегодным выпуском 36 человек в двух ОУ НПО.
Существующая система подготовки
специалистов в образовательных учреждениях Республики Карелия в основном
обеспечивает потребности отрасли “Образование” в специалистах. Недоукомплектованность
педагогическими кадрами школ, в основном сельских, педагогами в количестве 450
человек обусловлена причинами социального характера.
Источники информации
1.
Концепция
модернизации российского образования на период до 2010 года/ Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 г. № 1756-р; Приказ Минобразования
России от 23.07.2002 г. № 2866.
2.
Савельев
А.Я., Зуев В.Н., Галагин А.И., Джалалов С. Прогнозирование развития и
мониторинг состояния высшего и среднего профессионального образования (теория,
методология, практика) / Под редакцией А.Я. Савельева. М., 1999. 192 с.
3.
Смирнов
И.П. Человек: Образование. Профессия. Личность [Монография]. М.: УМИЦ
Граф-Пресс, 2002. 419 с.
4.
Республика
Карелия в цифрах: Статистический сборник / Госкомстат РФ, Госкомстат РК. Петрозаводск,
2002. 260 с.
5.
Социальная
сфера Республики Карелия / Госкомстат РФ, Госкомстат РК. Петрозаводск, 2002.
154 с.
6. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: Статистический сборник / НИИВО. Центр образовательной статистики. М., 1999. 100 с. М., 2000. 101 с. М., 2001. 92с. М., 2002. 132 с.
7.
Васильев
В.Н., Гуртов В.А., Сазонов Б.А., Суровов М.В. Система мониторинга, анализа и
прогнозирования развития образования и образовательных структур в регионах
России / Индустрия образования: Сборник статей. Выпуск 5. М., 2002. С. 52-60.
8. Труд и занятость в Республике Карелия:
Статистический сборник за 2001 год / Госкомстат РФ, Госкомстат РК. Петрозаводск,
2002. 52 с.
9. Образование в Республике Карелия: Стат. сб./ Госкомстат РФ, Гос. ком. Респ. Карелия по статистике. Петрозаводск, 2001. 54 с.