РЕКОМЕНДАЦИИ

3-й Международной научно-практической конференции
«ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНОВ, ГОРОДОВ И КОММУН РОССИИ
И СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ»

 

(Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, 27 –29 мая 2003 года)

 

Обсудив проблемы бюджетной и налоговой политики регионов и муниципалитетов России и стран Северной Европы, участники конференции отмечают, что в Российской Федерации продолжается процесс реформирования бюджетного, налогового законодательства. Принята и поэтапно внедряется в бюджетный процесс Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, на федеральном уровне в рамках реформы местного самоуправления ведется работа по принятию федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», по разработке соответствующих поправок к Бюджетному кодексу Российской Федерации и ряду других федеральных законов.

Интеграционные процессы в России идут в рамках межрегиональных общественных организаций, в том числе ассоциаций экономического развития и межпарламентских ассоциаций.

Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления территорий Северо-Западного федерального округа развивают контакты со странами Северной Европы – Финляндией, Швецией и Норвегией. Формируются информационные ресурсы о бюджетном процессе для законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и всех граждан России.

Постепенно выстраивается система взаимоотношений между федеральным центром, субъектами федерации и органами местного самоуправления, основанная на принципах межбюджетных отношений, закрепленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Вместе с тем участники конференции вынуждены признать, что в рамках проводимой реформы межбюджетных отношений:

-      отсутствует четкое разграничение полномочий между органами государственной власти различного уровня и органами местного самоуправления;

-      отсутствует стабильность в законодательном разграничении налоговых полномочий и закреплении доходных источников за бюджетами разного уровня;

-      не приняты меры по законодательному установлению порядка предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи для выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности, порядка предоставления и расчета субвенций и субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

-      не принят федеральный закон о минимальных социальных стандартах и соответствующее постановление Правительства Российской Федерации.

В области межбюджетных отношений назрела необходимость решения следующих проблемных вопросов:

1) перераспределение налоговых источников между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в целях повышения уровня собственных доходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для обеспечения расходных обязательств;

2) законодательное расширение налоговых полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

3) завершение разграничения налоговых полномочий между органами государственной власти всех уровней и органами местного самоуправления, а также расходных обязательств между бюджетами различных уровней;

4) обеспечение формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе государственных социальных стандартов.

 

3-я Международная научно-практическая конференция «ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНОВ, ГОРОДОВ И КОММУН РОССИИ И СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ»

 

предлагает

 

1. Федеральному Собранию Российской Федерации
и Правительству Российской Федерации
:

 

1.1. В рамках проводимой налоговой реформы:

1.1.1. В целях частичной компенсации выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с отменой «оборотного» налога – налога с продаж законодательно закрепить до 15 процентов поступлений по налогу на добавленную стоимость за консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации с 1 января 2004 года.

1.1.2. С 1 января 2004 года законодательно закрепить на долгосрочной основе 100 процентов поступлений по налогу на доходы физических лиц за консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации.

1.1.3. С 1 января 2004 года законодательно закрепить на долгосрочной основе 100 процентов поступлений по налогам на совокупный доход (единому налогу на вмененный доход, единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единому сельскохозяйственному налогу) за бюджетами муниципальных образований.

1.1.4. Ускорить рассмотрение федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, в части имущественных налогов. При этом отменить все федеральные льготы и предоставить право субъектам Российской Федерации устанавливать конкретные налоговые ставки по имущественным налогам для отдельных категорий налогоплательщиков.

1.1.5. В 2003 году принять и ввести в действие федеральный закон о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации определяющий новый порядок исчисления и уплаты акцизов на бензин, дизельное топливо и автомобильные масла, при этом установить плательщиками акцизов организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию указанных видов топлива в розницу, а также реализацию (передачу) нефтепродуктов для собственных нужд. Предусмотреть 100% зачисление указанных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации с последующим направлением их части в территориальный дорожный фонд;

1.1.6. Ускорить рассмотрение новой главы Налогового кодекса Российской Федерации об экологическом налоге, при этом предусмотреть целевое использование средств экологического налога путем создания целевых бюджетных экологических фондов.

1.1.7. Ускорить разработку и принятие федеральных законов о рентных платежах за пользование природными ресурсами и об экологическом страховании.

1.1.8. Рассмотреть возможность разработки федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации об ограничении состава и размера вычетов, применяемых при исчислении налога на прибыль организаций.

 

1.2. В рамках проводимой реформы бюджетного федерализма:

1.2.1. Внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части:

- разграничения и закрепления доходных источников между федеральным, региональными и местными бюджетами, в том числе (не менее чем на 3 года) регулирующих доходов;

- разграничения полномочий и ответственности между органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления по выполнению расходных обязательств, в том числе государственных;

- включения в понятие государственного долга субъекта Российской Федерации кредиторской задолженности и предстоящих к выплате процентов по займу;

- предоставления равных прав по получению государственной поддержки всем гражданам и организациям, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

1.2.2. Рассмотреть возможность создания на федеральном уровне специализированного финансового учреждения для оказания на долгосрочной основе поддержки государственных инвестиций в инфраструктуру «депрессивных» субъектов Российской Федерации

1.2.3. Ускорить принятие Федеральных законов, в том числе предусмотренных и Бюджетным кодексом Российской Федерации:

- о государственных минимальных социальных стандартах.

- о порядке предоставления и определения размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности;

- о порядке предоставления и расчета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

- о порядке и условиях формирования бюджета развития (в составе капитальных расходов);

- о порядке составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий;

- о государственных и муниципальных контрактах и государственных и муниципальных заказах;

- о порядке ведения реестров закупок по государственным и муниципальным контрактам;

- о кредитной кооперации;

- о государственном финансовом контроле в Российской Федерации.

1.2.4. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации разработать и утвердить:

- порядок согласования, закрепления и распределения расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- социальные нормативы, нормативы финансовых затрат на оказание государственных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности;

- порядок согласования с субъектами Российской Федерации нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

- порядок предоставления бюджетных ссуд из федерального бюджета.

1.2.5. Осуществить поэтапный переход на трехлетнюю практику подготовки проектов федеральных бюджетов.

1.2.6. Дополнить Кодекс об административных нарушениях Российской Федерации мерами юридической ответственности за нарушения бюджетного законодательства, предусмотренными Бюджетным кодексом Российской Федерации

 

1.3. В рамках подготовки проведения реформы местного самоуправления:

1.3.1. Законодательно осуществить завершение реформы местного самоуправления при условии обеспечения полной гарантии финансовой самостоятельности и ответственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований всех видов.

1.3.2. Законодательно обеспечить опережающее принятие изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации до вступления в силу Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

1.3.3. Продолжить работу по формированию региональной и муниципальной финансовой статистики;

1.3.4. Продолжить обобщение и изучение теории и практики бюджетного процесса в странах с эффективной рыночной экономикой (в первую очередь в странах Северной Европы – Финляндии, Швеции и Норвегии) с целью использования этого опыта в российской практике, создания методологии включения гражданских институтов в бюджетный процесс.

 

2. Исполнительным и законодательным органам власти
субъектов Российской Федерации:

 

2.1. Рассмотреть и поддержать данные рекомендации, направить соответствующие решения в федеральные органы государственной власти Российской Федерации.

2.2. Способствовать реализации принципов функционирования бюджетной системы Российской Федерации, в том числе принципа прозрачности бюджетного процесса.

2.3. Для достижения прозрачности и открытости бюджетного процесса на всех уровнях власти продолжить практику различных форм общественного участия в бюджетном процессе, в том числе в общественных слушаниях, а также шире использовать современные информационные технологии, в частности, размещать на Web-сайтах:

- законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов федерации – законы о бюджетах и о внесении изменений и дополнений к ним, в том числе и в муниципальном разрезе для каждого субъекта федерации;

- исполнительной органов государственной власти – данные о поквартальном исполнении бюджетов и об исполнении бюджетов за прошедший финансовый год, в том числе и в муниципальном разрезе для каждого субъекта федерации.

 

3. Руководителям высших учебных заведений,
научных организаций:

 

3.1. Расширить список экономических и правовых дисциплин, читаемых в рамках региональной компоненты государственных стандартов, за счет специальных курсов по бюджетным вопросам, рассматриваемым на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

3.2. Активизировать проведение научно-исследовательской работы по проблемам бюджетной политики и межбюджетных отношений на трех уровнях: федерация – регион – местное самоуправление; продолжить формирование информационных ресурсов для бюджетного мониторинга в рамках Web-порталов: Министерство финансов Российской Федерации (http://minfin.ru), «Открытый бюджет. Регионы России» (http://openbudget.karelia.ru), «Бюджетная система Российской Федерации» (www.budgetrf.ru).

3.3. Использовать исторический опыт земства в России при проведении реформы местного самоуправления.

 

*****

Участники 3-й Международной научно-практической конференции «ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНОВ, ГОРОДОВ И КОММУН РОССИИ И СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ» считают целесообразным продолжить ежегодное проведение конференции по данной тематике и обращаются с предложением к Северо-Западной Межпарламентской ассоциации, Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо-Западного федерального округа, профильным Комитетам Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Министерству финансов РФ, Министерству по налогам и сборам РФ, Счетной Палате РФ участвовать в организации и проведении этой конференции.