Огромным ресурсом национальной экономики России являются накопленный научный потенциал и уникальная система осуществления межотраслевых и междисциплинарных исследований в научных организациях, способность ее научных кадров генерировать новые идеи и технологии.
На современном этапе
развития мировой экономики перспективы экономического развития той или иной
страны будут во многом зависеть от эффективной региональной политики во всех
сферах экономики и, главным образом, в промышленности. В настоящее время на
долю инновационных технологий, продукции, оборудования в развитых странах
приходится более 70% прироста ВВП. Интенсивность инновационной деятельности во
многом отражается на уровне экономического развития: в условиях усиливающейся
конкуренции на мировой арене выигрывают именно те регионы и страны, которые
обеспечивают благоприятные условия для инновационной деятельности.
Государство призвано формировать цели и принципы своей политики и собственные приоритеты в этой области. Целями научной и инновационной политики ведущих стран мира, как правило, являются – увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке; укрепление безопасности и обороноспособности страны; улучшение экологической обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ.
Согласно пакету документов, входящих в «Основы политики России в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» (далее «Основы»), определяющими мерами государственного стимулирования инновационной деятельности являются:
-
финансирование
за счет средств федерального бюджета научных исследований и экспериментальных
разработок;
-
направление
ежегодного прироста ассигнований по статье федерального бюджета
«Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» на
фундаментальные исследования и обеспечение научного сопровождения важнейших
инновационных проектов государственного значения;
-
обеспечение
эффективного использования средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование
фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;
-
целевое
выделение бюджетных средств для реализации научного сопровождения важнейших
инновационных проектов государственного значения, концентрация бюджетных ресурсов
на реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники,
критических технологий федерального значения;
- поиск и эффективное использование
внебюджетных источников для финансирования научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, проводимых по заказам федеральных органов исполнительной
власти и органов власти субъектов Российской Федерации, а также для вовлечения
в хозяйственный оборот научных и научно-технических результатов, полученных за
счет бюджетов всех уровней;
-
стимулирование
развития малого научно-технического и инновационного предпринимательства,
включая поддержку за счет бюджетов всех уровней инфраструктуры малого бизнеса,
стимулирование развития венчурного инвестирования, лизинга, кредитования и
страхования рисков наукоемких проектов, подготовки специалистов по
инновационному менеджменту, а также поддержки на конкурсной основе
научно-технических и инновационных проектов.
Федеральный приоритет перехода на инновационный путь развития отечественной экономики должен стать приоритетом и для региональных и муниципальных органов власти, осуществляющих поддержку инновационной деятельности.
Однако, несмотря на имеющуюся нормативно-правовую базу, основанную на ряде региональных законов, инновационная деятельность в регионах находится в начальной стадии. Сегодня необходимо всеми мерами государственного влияния добиться увеличения валового регионального продукта и благосостояния населения на основе роста производства и реализации конкурентоспособности высокотехнологической продукции, содержащей долю добавленной стоимости за счет интеллектуальной составляющей.
Справедливости ради следует отметить, что в последнее время в регионах наметились положительные сдвиги в коммерциализации новшеств, однако государственное регулирование носит разрозненный несистемный характер, имеющийся научно-технический потенциал используется малоэффективно, число предприятий, применяющих инновации, крайне мало, в связи с чем не повышается конкурентоспособность промышленности.
Настало время разработать концепцию инновационной политики для регионов, в результате реализации которой возможно существенно повысить удельный вес организаций, осуществляющих разработку и использование инноваций, долю инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, производительность труда, а также долю высокотехнологичных товаров в экспорте региона.
Для разработки этого документа потребуется совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности. С «базой» не все благополучно и в законодательном обеспечении на федеральном уровне. Федеральный закон об инновационной деятельности, принятый Государственной Думой в 1999 году, был отклонен Президентом Российской Федерации. Разработанная ранее концепция государственной инновационной политики прекратила свое действие, а проект нового варианта до настоящего времени не прошел стадию обсуждения.
По существу в настоящее время система государственной стандартизации является одним из немногих федеральных элементов государственной инновационной политики. Государственное регулирование инновационной деятельности дополняется изданием отдельных постановлений Правительства РФ, которые носят несистематический, случайный характер.
Отсутствие нормативного правового акта федеральных органов власти по поддержке и активизации инновационной деятельности не должно тормозить законодательное обеспечение инновационной деятельности в регионах. Механизмом инновационной политики могут служить экономические регуляторы и финансовые инструменты государственной поддержки. Полагаем, что именно региональное законодательство должно быть направлено на стимулирование инновационной деятельности.
На первом этапе следует создать нормативную правовую базу региональной инновационной деятельности и прежде всего разработать и принять законы об инновационной деятельности в регионе. При подготовке законов следует использовать опыт инновационной деятельности развитых стран, прежде всего, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития.
На втором этапе активизации инновационной политики следует предусмотреть создание условий, стимулирующих инновационную деятельность в регионе, прежде всего, льготную арендную плату за использование производственных площадей малыми и средними инновационными предприятиями, уменьшить ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, если выручка от реализации инновационной деятельности составляет более установленного процента от выручки предприятия, и др.
Создание подобных законов позволит решить ряд задач, связанных с инвестированием финансовых средств и улучшением механизма кредитования инновационных проектов, формированием инновационно-инвестиционного рынка для инвесторов и кредиторов, реализацией средних и крупных наукоемких проектов.
В рамках «Основ» в конце 2002 года коллегия Минпромнауки одобрила
проект Концепции развития венчурной индустрии в России. Реализация Концепции
позволит сформировать благоприятную экономическую и правовую среду для создания
национальной венчурной индустрии, для притока рисковых инвестиций. Главной
задачей продвижения Концепции венчурного инвестирования является создание
необходимой законодательной базы, способствующей развитию этого вида
экономической деятельности, прежде всего, эффективной региональной бюджетной
политики в стимулировании инноваций.
Согласно Концепции, необходимость корректировки законодательства определяется в зависимости от экономических условий для венчурного инвестирования со стороны разных субъектов бизнеса, причем изменения могут быть внесены по инициативе этих структур.
Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт не превышает 10%, и при этом сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания.
Развитие малого предпринимательства, и прежде всего инновационного, должно быть не только федеральным приоритетом, но и приоритетом и для региональных и муниципальных органов власти субъектов Российской Федерации. Основные усилия государственной политики поддержки малого предпринимательства следует направить на совершенствование нормативной правовой базы и разработку действенных финансово-кредитных механизмов его поддержки.
Цель региональной политики поддержки малого предпринимательства – создание благоприятных условий для его развития, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект, присущий инновационной экономике.
Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.
Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов. Необходимо законодательное закрепление статуса инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации инновационной политики. Закон должен определить стратегию, принципы и порядок формирования государственной инновационной политики; место научной и научно-технической деятельности в государстве, обществе, экономике; множественность источников финансирования, принципы управления инновационной деятельностью, основные формы воздействия органов государственной власти на государственном и региональном уровнях в сфере инноваций; отразить правовые основы регулирования международного научно-инновационного сотрудничества.
Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Одной из главных целей регионов является рост конкурентоспособности и тем самым поддержание высокого уровня жизни людей за счет применения эффективных технологий, инновационных механизмов, постоянного роста квалификации кадров и обеспечения лидирующих позиций на внутреннем и мировом рынках товаров и услуг.
С целью определения наиболее существенных направлений регулирующих воздействий рассмотрены парадигмы функционирования государственных региональных структур, осуществляющих управление бюджетной политикой в стимулировании инноваций. Располагая ресурсами, регионы могут регулировать использование инвестиций, содействовать улучшению внутреннего инвестиционного климата, обеспечивать формирование механизмов многоканального финансирования инновационной деятельности. Ориентиром для инвесторов должна служить долгосрочная стратегия инновационного пути развития, обеспечивающая получение конкурентоспособных преимуществ, особенно в тех регионах, где климатические факторы, капитало-, энерго- и материалоемкость продукции, удаленность производственных объектов, какими являются северные районы, играют значимую роль. Прежде всего, это инновационные предприятия.
Государственное регулирование экономики и инновационных процессов является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Необходимо разработать стратегию сохранения и развития инновационного потенциала регионов по следующим направлениям:
- совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала;
- разработка и использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья для создания фонда инноваций в топливно-энергетический комплекс;
- образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность, ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для помощи прорывным проектам;
- формирование системы целевого использования средств амортизационного фонда на финансирование инновационных процессов и инновационной деятельности;
- разработка предложений об изменении налогового законодательства, обеспечивающих значительное повышение инновационной активности;
- разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов инновационной деятельности, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и оборудования.
Важным элементом региональной инновационной политики является региональная инновационная программа – комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития экономики региона. Отбор программ должен осуществляеться исходя из социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики при существенной их значимости для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада, принципиальной новизне и взаимосвязанности проектов, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.
Полагаем, что для отбора проектов основными критериями должны быть следующие совокупные условия:
- соответствие проектов приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий; существенная значимость решаемой проблемы;
- невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки;
- принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов, способных оказать существенное влияние на структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эффективности производства;
- масштабность сферы применения результатов;
- необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств;
- реальность решения проблемы исходя из возможностей созданного задела наличия кадров, материально-технической базы и иных необходимых ресурсов.
К основным направлениям поддержки региональной инновационной политики следует отнести:
- ориентацию на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
- сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;
- содействие развитию инновационной деятельности в регионах, международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защите интересов национального инновационного предпринимательства.
Научно-техническая политика не может и не должна ограничиваться лишь финансовой поддержкой научно-технических программ и предоставлением различных льгот хозяйствующим субъектам, которые осуществляют инновационную деятельность. Государство обязано выполнять функции экономической реализации научно-технических новшеств, выступать основным инвестором интеллектуального капитала, субъектом присвоения экономических эффектов НТП.
Для реализации социально ориентированной инновационной политики следует выделять главные приоритеты финансовой и экономической стабилизации, а также ведущие направления развития экономики на основе инновационной стратегии. При этом важно достичь стабильности и бесперебойности финансово-кредитной системы, ускорить ее реорганизацию.
По мнению авторов, бюджетная политика должна способствовать росту деловой активности, проведению структурных преобразований, обеспечению социальной стабильности. Следует повышать качество среднесрочного бюджетного планирования и разрабатывать структуру бюджетных расходов на предстоящие годы. Перспективный финансовый план должен стать основой для формирования ежегодных региональных бюджетов, отражающей финансовые последствия принимаемых решений.
Регионы, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая научной базой, ежегодно производят малый объем наукоемкой продукции. Число предприятий, осуществляющих инновации, не превышает 9% [1]. Сложившаяся ситуация требует активных действий, направленных на активизацию инновационной деятельности в стране.
Системное развитие национального научно-технического комплекса невозможно без рациональной стратегии. Разработка региональной стратегии инновационного развития является на сегодняшний день первоочередной задачей. Концепция инновационного развития региона должна основываться на внутреннем потенциале и поддерживаться на всех уровнях власти, и в первую очередь, посредством финансирования [2].
Инновационное развитие напрямую зависит от кредитно-инвестиционного и финансового обеспечения, от интеграции финансового и промышленного капитала, ориентированных на обновление научно- технического потенциала.
Структура инвесторов инновационных проектов выглядит следующим образом:
· Правительство Российской Федерации;
· специализированные инвестиционные государственные организации;
· правительства субъектов РФ;
· банки и другие кредитные организации;
· частные российские инвесторы;
· иностранные инвесторы.
Возникает вопрос: где взять средства на расширение финансирования инновационных проектов? Ведущими экономистами высказывались предложения о создании общенационального финансового фонда экономического развития с участием государства, крупных банков и ряда монополистических объединений, имеющих выход на внешний рынок и заинтересованных в подъеме не только своих отраслей, но и смежных производств. Ресурсы фонда должны гарантироваться определенными золотовалютными резервами государства и расходоваться строго по назначению, т.е. в основном на инновационные проекты, а не распределяться субъектам Федерации, у которых множество финансовых проблем.
В настоящее время требуется не только повысить эффективность использования дефицитных бюджетных средств, но и усилить роль других источников финансирования инновационного процесса: кредитных ресурсов коммерческих банков, страховых организаций, внебюджетных фондов, а также зарубежных кредитов и инвестиций. Осуществить это можно лишь при изменении практики хозяйствования. Так, чтобы привлечь коммерческие банки и страховые организации к кредитованию инноваций, целесообразно уменьшить ставки налога на прибыли, получаемые ими от реализации проектов, вдвое, а то и ниже. Кроме того, следует предоставлять льготную ставку рефинансирования в зависимости от доли средств коммерческих банков в финансировании инновационных проектов. Это позволит активизировать банки в кредитовании, заставит их искать пути к кооперации для решения проблемы привлечения значительных сумм на сроки более года.
Инновационным предприятиям при существующем механизме индексации кредитных ресурсов получать их крайне невыгодно. Анализ показывает практическое равенство сумм, возвращаемых банкам для погашения кредитов при установлении учетной ставки в соответствии с мировой практикой на уровне 5 – 8% годовых и варианте индексации ставки рефинансирования. Банкам выгоднее вариант индексации сумм кредитов. При индексации кредита и включении профинансированных из него затрат в себестоимость продукции банки получат прибыль, эквивалентную краткосрочным ссудам, а инновационные предприятия смогут пользоваться долгосрочными кредитами.
Вместе с тем при индексации кредитов и уменьшении учетной ставки резко снижаются налоги, перечисляемые банками и страховыми организациями в бюджет, что также делает финансирование инновационной деятельности более привлекательным для этих организаций. Однако необходимо сделать выбор, что нужнее экономике: научно-технический прогресс и благодаря ему структурная перестройка промышленности или формирование бюджета за счет наращивания торгово-посреднических операций при сокращении объемов производства. Безусловно, второй путь бесперспективен. Важно учитывать, что при оживлении производства и его кредитования налоговые поступления в бюджет от промышленной деятельности в целом превысят уменьшение суммы налогов, взимаемых с банков и страховых организаций в данной сфере.
В экономике рыночного типа система финансирования выполняет две важнейшие функции – распределительную и контрольную. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, характеризуется сложностью и многогранностью и непосредственно связан с действующим гражданским законодательством, налоговой системой, законодательством о банках и ценных бумагах, с другими нормативными документами, которые утверждаются на федеральном, территориальном и местном уровнях управления.
Контрольная функция финансов сводится к тому, чтобы сигнализировать о складывающихся пропорциях в распределении денежных средств. Важно, насколько эффективно они используются конкретным хозяйствующим субъектом. Анализ практики отечественных и зарубежных инновационных предприятий показывает, что от своевременности и адресности распределения финансовых ресурсов во многом зависит конечный результат любой хозяйственной деятельности, в том числе и эффективность предпринимательства в инновационной сфере.
В разветвленной структуре финансовых взаимосвязей, которые имеют место в экономике нашей страны, финансы инновационных предприятий занимают исходное, определяющее, положение, так как обслуживают основное звено общественного производства, где, собственно, и создается основная масса материальных и нематериальных благ. В условиях регулируемых рыночных отношений система финансирования инновационной деятельности имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государ-ства. Эта система призвана обеспечить решение следующих важнейших задач:
- Создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях народнохозяйственного комплекса страны, обеспечения ее структурно- технологической перестройки.
- Сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития.
- Создание необходимых материальных стимулов для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.
Элементами этой системы, взаимодействующими с инновационными предприятиями и объединениями, выступают:
- совокупность источников поступления денежных средств;
- механизм аккумуляции денежных поступлений и их вложения в инвестиционные проекты и целевые программы;
- механизм контроля за инвестициями, включая систему возвратности и оценки эффективности использования собственного и заемного капиталов.
- Следует подчеркнуть, что система финансового контроля призвана обеспечивать:
- сбалансированность между потребностью в финансовых ресурсах и реальными возможностями их получения по одному или нескольким возможным каналам;
- своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств предприятия перед государственным и местным бюджетами;
- рациональность расходования материальных ценностей и денежных ресурсов.
Главным условием финансовой стабильности инновационных предприятий является расширение внутреннего спроса на отечественные научно-технические разработки. Это возможно при увеличении объемов оборотных средств предприятиями, государственных заказов, долгосрочных кредитов коммерческих банков, использования научно-технического и производственного потенциала оборонного комплекса, а также заработной платы. И все это должно осуществляться при жестком контроле государства, включая ограничения на рост цен и тарифов при реализации новой продукции на первых этапах ее освоения, когда издержки производства особенно велики.
К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся следующие:
- государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;
- создание государством налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в т. ч. лизинговых) льгот инноваторам;
- включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные государственные инновационно-инвестиционные программы:
- государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами, методиками, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;
- государственное обеспечение инновационной деятельности информацией;
- проведение государственной протекционистской политики во внешнеэкономической деятельности инноваторов;
- оказание государством помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг);
- государственная поддержка инноваторов в осуществлении ремонтов сложной техники;
- осуществление государственной поддержки в углублении внутренней и международной кооперации;
- создание системы государственных внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности;
- осуществление государственного учета и контроля использования средств внебюджетных фондов и др.
В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующие инновационную деятельность :
- предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;
- уменьшение налога на прирост инновационных затрат;
- "налоговые каникулы" в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;
- льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;
- снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР;
- связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;
- льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;
- уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям;
- вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;
- зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.
В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:
· страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);
· страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);
· страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий.
Полагаем, что
механизм регионального регулирования инновационных процессов территорий России
должен основываться преимущественно на экономических формах и методах,
посредством которых органы регионального управления могут оказывать воздействия
на хозяйственную среду и сочетать федеральный и региональный уровени
государственного управления.
Прямая и косвенная государственная поддержка развития инноваций – необходимый элемент постоянного прогресса регионов. Рациональное сочетание прямого и косвенного государственного финансирования различных инновационных структур предстает как мощный системообразующий фактор в инновационной сфере. Главным фактором, определяющим возможность структурных изменений экономики региона и модернизации ее технологической базы, являются необходимые для этого значительные финансовые средства.
Региональное
регулирование представляет собой открытую систему, подверженную как внешнему,
так и внутреннему воздействию. К основным функциям внешнего воздействия можно
отнести федеральную инновационную и научно-техническую политику и
законодательство. Функциями внутреннего воздействия создания инноваций в
регионах выступают приоритеты развития территорий, региональная инновационная
политика и конкретные проекты.
Экономический
механизм регулирования является основным и тесно увязан с различными формами
обеспечения регулируемого воздействия:
- финансово-кредитной поддержкой;
- налоговой, амортизационной и ценовой поддержкой.
Налоговая, амортизационная и ценовая поддержка общеизвестна: освобождение от уплаты налогов, изменение налогооблагаемой базы, понижение налоговых ставок, отсрочка платежа (налоговый кредит), единовременная и ускоренная амортизация основных фондов, система контрактного ценообразования, льготное ценообразование, а также услуги, связанные с обслуживанием инновационной деятельности.
В большинстве случаев эти льготы предоставляются конкретным организациям инновационной сферы либо применяются в отношении определенных видов деятельности в инновационной области. Необходимо расширение льгот, стимулирующих взаимодействие инновационных структур, например, специальных налоговых преференций по НИОКР, осуществляемым коммерческими структурами в кооперации с университетами, льготных кредитов на конверсию оборонных исследований и т.п. В частности, эффективно использование в отношении научно-технических комплексов принципа «консолидированного налогоплательщика». При этом инновационные затраты и связанные с нововведениями убытки одних участников могут покрываться за счет доходов других системообразующих организаций.
Льготы должны быть согласованы между собой таким образом, чтобы обеспечить системное развитие научно-технического комплекса. Так, льготное налогообложение прибыли, получаемой от реализации инновационной продукции, может сочетаться с льготными кредитами на ее закупку и схемой ускоренной амортизации при последующем использовании.
На рисунке 1
представлена разработанная система регулирования инновационных процессов для регионов
Европейского севера России.
Финансирование различных этапов инновационной деятельности из средств государственных бюджетов – наиболее распространенная форма воздействия государства на инновационную сферу. Но уже определение величины бюджетной поддержки требует учета закономерностей региональной инновационной системы (далее РИС), взаимосвязей с окружающей средой. Суммарная эффективность расходов может оказаться выше, если часть средств потратить не собственно в инновационной сфере, а на цели создания благоприятного для инноваций климата, например, на поддержку фундаментальной науки. Не менее сложны проблемы соотношения между базовым и целевым финансированием. Базовая поддержка организаций научной и инновационной сфер чревата «размазыванием» средств по принципу «всем сестрам по серьгам». Но в то же время определенная доля базовых средств необходима для поддержания устойчивости РИС.
Государственный протекционизм – один из главных инструментов инновационной стратегии, который действует через реструктуризацию бюджета и реорганизацию финансово-кредитной системы на рыночных принципах. Необходимо, чтобы бюджет содержал три основных подраздела: социального, экономического и инновационного развития.
Авторы предлагают предметно рассмотреть вопрос создания специального Государственного инновационного фонда с региональными отделениями с целью аккумулирования финансовых ресурсов, направляемых на разработку, реализацию и стимулирование инновационных проектов.
Следует приветствовать инициативу Архангельской и Мурманской областей по проведению в 2002 году совместно с Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) конкурса проектов. Основная цель конкурса (далее – Конкурс) – объединение усилий федеральных и региональных органов для финансирования мультидисциплинарных проектов, направленных на реализацию инновационной стратегии экономического развития областей.
Финансовая поддержка проектов из РФФИ и областных бюджетов осуществляется в виде безвозмездных грантов на конкурсной основе вне зависимости от ведомственной принадлежности и правового статуса научных организаций. В результате Конкурса по Мурманской области было поддержано 20 проектов по самым различным научным направлениям.
Следует продолжить это важное начинание в направлении организации совместных конкурсов проектов по инновационным гуманитарным научным исследованиям с Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ), технологических научных исследований с Российским фондом технологического развития (РФТР), а также в рамках федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России» с Министерством образования РФ
В рамках проводимой реформы взаимоотношений между федеральным центром, субъектами Федерации и органами местного самоуправления, основанных на принципах межбюджетных отношений, закрепленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, для эффективной региональной политики в стимулировании инноваций необходимо решить следующие вопросы:
- законодательное расширение налоговых полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- законодательно закрепить до 5% поступлений по налогу на добавленную стоимость за консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации для финансирования инновационных проектов и инновационной деятельности;
- ускорить рассмотрение новой главы Налогового кодекса Российской Федерации об экологическом налоге, при этом предусмотреть целевое использование средств экологического налога путем создания целевых бюджетных экологических фондов для финансирования инновационной деятельности в этой сфере;
- ускорить разработку и принятие федеральных законов о рентных платежах за пользование природными ресурсами.
Успешная реализация обозначенных мер может создать дополнительные конкурентные преимущества регионам России.
Список литературы
1. И.И. Клебанов Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу: Тезисы к выступлению на заседании Совета Безопасности РФ 20 марта 2002 г. // Инновации. 2002. № 2-3 (49-50). С. 3-5.
2. Цукерман В.А., Кондратович Д. Финансовое обеспечение инновационных проектов // Научно-информационный бюллетень Север и рынок: формирование экономического порядка. 2002 № 1 (7). С. 88-91.