Уровень собираемости налогов
на территории Республики Карелия как
результат деятельности Управления МНС России по РК и одно из важных
направлений бюджетной политики


В. П. Сергеев

Управление МНС России по Республике Карелия

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расхода бюджета является одним из основных инструментов экономической политики государства. Эффективность всей бюджетной политики может быть оценена исходя из результативности деятельности органов исполнительной власти в области наиболее важных направлений бюджетной политики, таких как сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств.

Деятельность налоговых органов Управления МНС России по Республики Карелия направлена на осуществление эффективного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, повышение: 1) уровня собираемости налогов, 2) уровня бюджетных доходов, 3) уровня выполнения бюджетных обязательств, а также увеличение: 4) степени исполнения законодательных и приравненных к ним актов.

Первое, второе третье и четвертое – это критерии эффективности бюджетной политики.

В рамках осуществления контроля налоговыми органами республики за 2002 год в консолидированный бюджет обеспечено поступление более 10,2 миллиарда рублей налогов, сборов, взносов, из которых 53%, или 5,4 млрд. руб., составляют доходы бюджетов и 47%, или 4,8 млрд. руб., поступления единого социального налога. Темпы роста поступлений 2002 года к 2001 году составили 19,1%, то есть поступления увеличились на 1,6 млрд. руб. В территориальный бюджет сумма поступлений превысила поступления 2001 года на 0,6 млрд. руб., или на 16,1%.

Объем бюджетных поступлений по республике по сравнению с 2001 годом вырос на 8%, а без сальдирования возмещений НДС – на 35 % (для сравнения по России рост поступлений (несальдированных на возмещение) составил 24%).

Рост объемов платежей по социальным взносам составил 35 % к уровню 2001 года, что на 4 процентных пункта выше среднероссийского роста. За 2002 год поступление (4,8 млрд. руб.) за счет единого социального налога, страховых взносов в 1,3 раза превысило уровень поступлений 2001 года, что способствует выполнению одной из основных задач бюджетной политики по обеспечению социальной стабильности.

По итогам 2002 года доля налоговых и других обязательных платежей на счета бюджетов всех уровней в прогнозном объеме внутреннего валового продукта (ВВП) составляет 14 %, а с учетом сумм возмещенного НДС – 19,0% (за 2001 г. – 19,9 %), по России в целом этот показатель составил 21,3% и так же, как и по республике, снизился (на 0,3 процентных пункта), что, как отмечает МНС России, является следствием целенаправленной политики Правительства РФ по снижению налоговой нагрузки.

Экспортная ориентация предприятий, прежде всего лесопромышленного комплекса, в силу геополитического положения Республики Карелия (близость к государственной границе) обуславливает то, что из федерального бюджета России предприятиям республики за 2002 год возмещено 1966,9 млн. руб. налога на добавленную стоимость, что на 473,1 млн. руб. или на 32%, превышает объем возмещений за 2001 год и на 860,5 млн. руб. превышает сумму фактически поступивших платежей в федеральный бюджет по республике в целом.

Основными доходообразующими налоговыми источниками территориального бюджета в 2002 году и в 1 квартале 2003 года были налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами (табл. 1).

Таблица 1

Поступления

За 2002 год

За 1 кв. 2003 года

Налога на доходы физических лиц

48 %

52 %

Налога на прибыль

16,1 %

13 %

Платежей за пользование природными ресурсами

5,0 %

7 %

Акцизов

4,3 %

8 %

Всего удельный вес по вышеперечисленным источникам

73,4 %

80 %

 

Рост поступлений по налогу на доходы физических лиц в 2002 году составил к 2001 году 42 %, что на три процентных пункта выше общероссийского роста.

Доля налога на добавленную стоимость в общем объеме поступлений в бюджеты всех уровней – 10,7%, в том числе в федеральный бюджет – 53,1% в 2002 году; в 1 квартале 2003 года 11 и 55 % соответственно.

За 1 квартал 2003 года налоговыми органами республики обеспечено поступление в бюджетную систему Российской Федерации 1263,7 млн. руб. налогов и других обязательных платежей (кроме государственных внебюджетных социальных фондов).

Из общей суммы поступлений 259,3 млн. руб. (или 20,5 %) зачислено в доход федерального бюджета; 1004,4 млн. руб. (или 79,5 %) – в доход территориального бюджета: в том числе в республиканский бюджет поступило 567,3 млн. руб. (или 56,5%), в доходы местных бюджетов 437,1 млн. руб. (или 43,5 %). Сумма поступлений в территориальный бюджет превысила уровень поступлений 1 квартала 2002 года на 28 млн. руб. (или на 2,9%). Из общей суммы поступления в республиканский бюджет 114,9 млн. руб. (или 20,3%) составляют доходы Территориального дорожного фонда.

Объем контролируемых налоговыми органами платежей в бюджеты всех уровней (без учета ТДФ) возрос по сравнению с 1 кварталом 2002 года на 0,2%, или на 2,4 млн.руб., в том числе в территориальный бюджет (без учета ТДФ) поступление возросло на 4,7% или на 39,6 млн. руб. По бюджетообразующим налоговым источникам темп роста поступлений по сравнению с 1 кварталом 2002 года характеризовался более значительными темпами роста акцизов (156%), налога на доходы физических лиц (132%), при более низких темпах роста НДС (105%).

Выполнение по итогам 1 квартала 2003 года:

-      планового задания по мобилизации налоговых платежей и неналоговых доходов в федеральный бюджет на 102,2 %;

-      задания по поступлению налоговых доходов в республиканский бюджет на 115 %;

-      плана сбора доходов республиканского бюджета с учетом поступления в доход ТДФ на 109 %, а также рост поступлений в сравнении аналогичным периодом 2002 года по единому социальному налогу на 15,3 % в целом (с учетом расходов по Фонду социального страхования РФ) свидетельствует об улучшении и эффективности налогового администрирования налоговыми органами Карелии в рамках деятельности по проведению бюджетной политики в части увеличения сбора бюджетных доходов и снижения уровня издержек исполнения налогового законодательства.

Существенное влияние на исполнение задач бюджетной политики в области доходов, в части поиска дополнительных возможностей пополнения доходной части консолидированного бюджета республики оказывают такие направления деятельности Управления МНС России по Республике Карелия, как налоговое администрирование мероприятий по:

I. Дополнительной мобилизации доходов.

II.        Сокращению недоимки (в том числе мероприятия по реструктуризации кредиторской задолженности).

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия № 133 – П «О мобилизации дополнительных налоговых платежей и других доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия» налоговыми органами Управления МНС России по РК за 2002 год обеспечена дополнительная мобилизация в доход бюджета 644,6 млн. руб. (или 135,4 % плановых показателей 475,9 млн. руб.).

Налоговые органы Карелии, осуществляя деятельность по сокращению недоимки (в том числе мероприятия по реструктуризации кредиторской задолженности), обеспечили за 2002 год снижение задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней (недоимка, отсроченные и приостановленные к взысканию платежи) на 11,4 млн. руб., или 1%, сумма задолженности на 1 января 2003 года составила – 1509,9 млн. руб. В целом по Российской Федерации задолженность снизилась на 0,7 %.

За 1 квартал 2003 года задолженность выросла на 7,6 млн. руб., или 0,4%. В целом по Российской Федерации отмечается прирост задолженности на 0,7%.

Недоимка по налоговым платежам за 2002 год снизилась на 113,6 млн. руб., или 15,5%, и составила 617,3 млн. руб. За 1 квартал 2003 года недоимка также снизилась на 57,8 млн. руб., или 8% (в целом по Российской Федерации недоимка в консолидированный бюджет снизилась в 2002 году на 23,2 % и выросла на 1,8 % в 1 квартале 2003 года).

Отмечается также снижение удельного веса недоимки в общей сумме задолженности в 2002 году на 7 % (в 2001 году – 48 %, в 2002 году – 41%). В 1 квартале 2003 года тенденция снижения сохраняется (1 января 2003 года – 41%, 1 апреля 2003 года – 36,7 %).

Отраслевая структура задолженности, сложившейся на 1 апреля 2003 года, состоит на 51 % из задолженности предприятий промышленности, из которой 22 % приходится на долю предприятий лесопромышленного комплекса, 12 % – ЖКХ, 10 % – строительства, 7 % – транспорта, торговли и общественного питания.

Налоговыми органами республики в пределах компетенции, определенной положениями Налогового кодекса Российской Федерации, проводится работа по взысканию задолженности. Принимаемые меры принудительного взыскания обеспечили за 2002 год погашение задолженности в целом по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в сумме 944,9 млн. руб.; в 1 квартале 2003 года 157,8млн. руб.

Одной из приоритетных и наиболее важных задач налоговых органов УМНС России по РК, обеспечивающей увеличение степени исполнения законодательных актов и дополнительное поступление доходов в бюджеты всех уровней, является налоговое администрирование в части осуществления контрольных функций.

Налоговые органы республики принимают все предусмотренные меры, направленные на усиление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

По результатам контрольной работы за 2002 год дополнительно начислено налоговых платежей, предъявлено налоговых санкций и пени на сумму 1053,2 млн. руб., что составляет 9,7% к общей сумме поступлений в консолидированный бюджет. В целом по Российской Федерации этот показатель равен 9,4%. За 1 квартал 2003 года дополнительно начислено 240,5 млн. руб., что составляет 10 % к общей сумме поступлений (бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные социальные фонды и территориальный дорожный фонд (2449,6 млн. руб.).

Доля налогов в общей сумме дополнительно начисленных платежей возросла в 2002 году по сравнению с 2001 годом с 24 до 38%, по России – с 22 до 33%. За 1 квартал 2003 года рост по сравнению с 1 кварталом 2002 года в абсолютных цифрах на 34 млн. руб., или с 26 до 43%

Из общей суммы дополнительно начисленных платежей с учетом сумм излишне начисленных платежей (892,8 млн. руб.) за 2002 год обеспечено поступление 284,2 млн. руб., или 32 %, что на 6,3 пункта больше, чем в 2001 г. и соответствует показателю по Российской Федерации – 31,1 % взыскания. В 1 квартале 2003 года обеспечено 34,8 % взыскания, в сравнении с 1 кварталом 2002 года по данному показателю наблюдается рост на 60 %.

Одним из основных показателей эффективности контрольной работы является показатель результативности выездных проверок. В 2002 году он составил 70%, что выше уровня 2001 года на 5%. По дополнительно начисленным суммам эффективность выездных налоговых проверок в 2002 году возросла на 47% и составила 174,9 тыс. руб. на одну проверку против 118,9 тыс. руб. в 2001 году; по обеспечению взыскания доначисленных сумм – на 34%, составив 45,3 тыс. руб. на одну проверку против 33,8 тыс. руб. в 2001 году.

Результативность проверок за I квартал 2003 года составила 73,2 % и возросла против соответствующего уровня 1 квартала 2002 года на 4,4 %.

Заинтересованность органов власти Республики Карелия в результатах деятельности налоговых органов от осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства, для обеспечения стабильности и повышения уровня доходов бюджета подчеркивается заключенными соглашениями о взаимодействии между Министерством по налогам и сборам Российской Федерации и Правительством Республики Карелия, а также между Управлением МНС России по Республике Карелия и девятнадцатью органами местного самоуправления.

Немаловажным направлением деятельности Управления МНС России по РК, непосредственно связанным с проведением целенаправленной бюджетной и налоговой политики, определяемой Правительством Российской Федерации, является участие в процессах реформирования налогового законодательства и внесения изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство для обеспечения деятельности государства в целом и обеспечения доходной части бюджетов в частности.

Управлением МНС России по РК обеспечивается постоянное участие в работе Правительства РК, Законодательного Собрания РК. Специалисты отделов Управления принимают участие в деятельности межведомственных комиссий, рабочих групп различных министерств и ведомств. В течение 2002 года Управлением в адрес Законодательного Собрания РК, Правительства РК, Министерства финансов РК, Министерства экономики РК, других министерств и ведомств подготовлено 51 заключение на проекты различных законодательных и нормативных актов.

Так, например, с учетом действия федеральных законов, а также в рамках работы межведомственной рабочей группы специалистами Управления МНС России по РК были разработаны предложения по внесению изменений и дополнений в Закон РК «О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории РК» и направлены заключения по законопроектам, подготовленным Министерством финансов РК, с учетом мнений заинтересованных министерств и ведомств. Результатом совместной работы явилось принятие 3 законов Республики Карелия, регламентирующих ставки региональных налогов, налоговые льготы (по налогу на прибыль, налогу на имущество, по плате за пользование водными объектами), виды деятельности и значения корректирующего коэффициента базовой доходности по единому налогу на вмененный доход.

Налоговые органы Управления МНС России по РК участвуют в процессах реформирования налогового законодательства исключительно в рамках проводимой государством бюджетной политики, в части действенного продвижения масштабной налоговой реформы, направленной, прежде всего, на:

-      совершенствование, упрощение налогового законодательства,

-      разумное снижение и более справедливое распределение налогового бремени,

-      содействие выходу как можно большего количества налогоплательщиков из тени,

-      стимулирование деловой активности,

-      оптимизацию межбюджетных отношений.

Кроме того, Управлением МНС России по РК ежемесячно проводится анализ оперативных данных по поступлениям платежей в доход бюджетов всех уровней в разрезе основных налоговых источников и территорий республики, формируются прогнозные данные по ожидаемому поступлению платежей и выполнению бюджетных назначений. В адрес Правительства РК, Законодательного Собрания РК, Главного федерального инспектора, Министерства финансов РК, Министерства экономического развития РК регулярно направляется аналитическая информация о поступлении платежей на территории республики, динамике недоимки, результатах контрольной работы налоговых органов.

Говоря о деятельности налоговых органов УМНС России по РК, в целом необходимо подчеркнуть, что она осуществляется в условиях реорганизации и модернизации, которые нацелены в конечном итоге на достижение наиболее эффективного контроля за соблюдением налогового законодательства и повышение уровня собираемости налогов, бюджетных доходов.

Процессы модернизации, происходящие в налоговых органах, коренным образом изменили и меняют принципы взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов.

Налоговые органы Республики Карелия в настоящее проводят широкомасштабные работы:

-      по техническому дооснащению и внедрению новых информационных технологий,

-      централизации обработки информации на местном, региональном и федеральном уровнях,

-      по организации приема в электронном виде деклараций, платежных документов и другой документации,

-      использованию информационных технологий для информирования налогоплательщиков.

Таким образом, можно говорить о формировании систем услуг, создающих благоприятные условия налогоплательщикам для выполнения ими конституционной обязанности по своевременности и полноте расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

В заключение следует обратить внимание на то, что вышеизложенная информация о деятельности налоговых органов Управления МНС России по РК на практике отвечает тем позициям, которые отмечены в бюджетных посланиях:

1. Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2003 год»:

-       завершение, в основном, налоговой реформы, призванной создать налоговый режим, полностью обеспечивающий финансирование бюджетных обязательств, минимально обременительный с точки зрения администрирования, максимально благоприятный для экономической деятельности.

2. Главы Республики Карелия Законодательному Собранию Республики Карелия на 2003 финансовый год:

Работа по увеличению доходов во все уровни бюджетов должна проводится как на ведомственном уровне: Министерства экономического развития РК, Министерства финансов РК и Управления МНС России по РК, так и за счет их совместной деятельности.

Поступления налоговых и других платежей должны корректироваться на изменение налогового законодательства, проведение мероприятий по реструктуризации задолженности по налоговым платежам в бюджеты.

Основная цель бюджетной политики – создание условий для нормального функционирования бюджетной сферы Карелии, направленной на увеличение бюджетной обеспеченности, повышения уровня доходов на душу населения, обеспечение социальных нормативов уровня жизни в республике.

Достижение стратегической цели возможно, в том числе при решении следующих задач:

-      рост налогооблагаемой базы, прежде всего по налогу на доходы физических лиц, доходов республиканского и местных бюджетов,

-      сокращение задолженности по уплате налогов в территориальный бюджет,

-      поиск дополнительных возможностей пополнения доходной части консолидированного бюджета республики;

-      непрерывное совершенствование налоговой системы на республиканском уровне.