Бюджетная система, как активный
инструмент государственной
политики по поддержке малого
предпринимательства

 

Н. И. Левин

Председатель законодательного Собрания
Республики Карелия

Совершенствование бюджетной политики, осуществляемой на всех уровнях бюджетной системы, на принципах самостоятельности и сбалансированности бюджетов полностью соответствует нормам Европейской Хартии местного самоуправления.

В данном контексте работа посвящена проблеме известной и обсуждаемой – финансовой поддержки малого предпринимательства, как одного из основных элементов в системе его государственной поддержки, официально продекларированной Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Сегодня нет возражений против закономерности: чем больше эффективно работающих конкурентоспособных малых предприятий в сфере производства, тем больше вклад данного сектора в ВВП, выше темпы экономического роста, а главное, выше наполняемость всех уровней бюджета. Следовательно, философия, объединяющая интересы малого предпринимательства и государства, должна быть предельно простой: укрепление экономического и инновационного потенциала государства начинается с местных, локальных рынков, способствующих росту благосостояния населения. Именно сектор малого предпринимательства исторически представляет собой самостоятельную хозяйственную деятельность, ориентированную на локальный рынок товаров и услуг.

Развитие малого предпринимательства было бы невозможно без эффективно действующей рыночной инфраструктуры. В Карелии создан и функционирует ряд организаций, оказывающих предпринимателям необходимый перечень услуг:

1. Фонд поддержки и развития малого предпринимательства Республики Карелия.

2. Карельское региональное агентство малого и среднего бизнеса.

3. Карельская лизинговая компания.

4. Межрегиональный маркетинговый центр «Карелия – Москва».

5. Торгово-промышленная палата Республики Карелия.

6. Центр «КарелНОК».

Среди направлений поддержки малого предпринимательства важнейшим в республике является финансово-кредитная поддержка. Финансирование мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства осуществляет фонд поддержки и развития малого предпринимательства.

Органами государственной власти республики проводится постоянная работа по совершенствованию механизма финансовой поддержки малого сектора экономики. Например, для становления малых предприятий и деятельности предпринимателей без образования юридического лица огромное значение имеет решение проблемы быстрого доступа к кредитным ресурсам в относительно небольших размерах, используемым в качестве оборотных средств.

Для решения этой проблемы, начиная с 2000 года, в республике организовано микрофинансирование малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица. Уже в 2002 году предпринимателям на конкурсной основе было выделено 42 микрокредита на сумму 2,7 миллиона рублей.

Проблема финансовой поддержки малого предпринимательства тесно взаимоувязана с законотворческой деятельностью. Так, с вступлением в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации практически перестал действовать механизм пополнения финансовыми средствами действующего в республике фонда. Так, в 2002 году все средства, выделенные на безвозвратной основе, предоставлены только для финансирования различных проектов по обучению, информатизационной и иной поддержке малого предпринимательства.

Следует отметить, что принципиально важно разделять ответственность между государственными органами исполнительной и законодательной власти всех уровней: с одной стороны, отвечающими за формирование и проведение государственной политики по поддержке развития малого предпринимательства, а с другой – отвечающими за меры, которые способствуют реализации соответствующих программ государственной поддержки малого предпринимательства и упрощению доступа малых предприятий к финансовым ресурсам на уровне региона.

Развитие малого предпринимательства в нашей республике в ближайшие годы в значительной мере будет зависеть от масштабов его финансовой государственной поддержки.

Сегодня необходимо отметить участие государства в решении вопросов, связанных с финансовой поддержкой малого предпринимательства исходя из следующих условий, которые иногда исключают друг друга:

-       развитие малого предпринимательства невозможно в условиях отсутствия инвестиций;

-       малое предпринимательство является категорией, имеющей повышенную степень риска при инвестировании.

Можно сказать, что государственное участие в финансовой поддержке малого предпринимательства должно быть предпочтительным без прямого выделения бюджетных средств на реализацию предпринимательских проектов. На мой взгляд, гораздо важнее и эффективнее в данный период развития создание условии, которые должны стимулировать кредитно-финансовые учреждения к размещению проектов создания новых малых предприятий, а также расширение, модернизацию и диверсификацию существующих.

К основным условиям, которые направлены на решение данных вопросов, на наш взгляд, следует отнести создание системы гарантий возвратности кредитов малыми предприятиями.

Необходимость реформирования системы гарантий с участием государства обусловлена следующими причинами, которые в полной мере отражают ситуацию, сложившуюся в настоящее время вокруг основных участников кредитно-гарантийных операций.

Считаю необходимым отметить, что в нашей республике уже имеется структура, которая имеет полномочия и средства для гарантирования кредитов, получаемых малыми промышленными предприятиями в коммерческих банках. Проблема состоит только в повышении эффективности работы.

Преимущественное право пользования кредитами по разрабатываемой схеме гарантий должны получить, на наш взгляд, малые предприятия, работающие по приоритетным направлениям, определенным республиканскими целевыми программами.

Сегодня, на мой взгляд, важно предусмотреть все права заемщика, например, для возможности пересмотра условий договора в случае изменения конъюнктуры. Заемщик должен иметь право при успешной реализации проекта погасить кредит ранее обусловленного в кредитном договоре срока.

В процессе предоставления любой финансовой организацией кредитных средств важно организовать систему контроля, а прежде всего, ввести обязательную отчетность малых предприятий об использовании средств.

Следует отметить, что своевременно предотвратить возможные нарушения поможет только взаимный обмен информацией между банком и Фондом в рамках каждого реализуемого проекта.

Финансовые ресурсы, которые должны обеспечивать гарантии Фонда, размещаются в банке-агенте на депозитном счете. Договором между банком Фондом определяются условия кредитования.

Следует отметить также, что одним из перспективных и экономически выгодных для малого предпринимательства нашей республики механизмов привлечения инвестиций является лизинг, являющийся альтернативной формой финансирования долгосрочных кредитов.

Решение данных проблем возможно посредством введения лизинговых операций. Экономическая привлекательность лизинговых операций очевидна. Малое предприятие, получая по лизингу имущество, относит лизинговые платежи на себестоимость, уменьшая размер налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. На себестоимость участники лизинговой сделки могут относить и проценты по заемным средствам. При лизинге существует возможность постановки имущества на баланс любой из сторон договора лизинга. Самое главное его преимущество – использование механизма ускоренной амортизации.

Преимущества лизинга для малого предпринимательства заключаются в возможности расширить высокорентабельное производство за счет привлечения кредитов в рискованные проекты.

Особо следует отметить, что в Республике Карелия уже в 2001

году по решению Законодательного Собрания Республики Карелия была создана «Карельская лизинговая компания». Доля Республики Карелия в уставном капитале компании составляет боле 37%. Компания специализируется на работе с малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями.

Но в то же время финансовая поддержка, предоставляемая органами государственной власти республики лизинговой компании, может выглядеть как потеря республиканского бюджета, в действительности же развитие лизинга в республике ведет к расширению производства, созданию новых рабочих мест, что в итоге положительно сказывается на пополнении республиканского и местных бюджетов.

Считаю, что возможности осуществления лизинга в республике далеко не исчерпаны. Поэтому в целях ускоренного развития малого предпринимательства можем предложить систему лизинга малых предприятий «под ключ». Преимущества очевидны. Это:

-      обеспечение предпринимателей имущественным комплексом, необходимым и достаточным для начала хозяйственной деятельности;

-      сведение до минимума возможностей нецелевого использования производственных помещений, земельных участков, оборудования, заемных оборотных средств;

-      развитие малых предприятий в приоритетных направлениях, имеющих наибольшую значимость для экономического развития республики.

Одно из важных направлений финансовой поддержки малого предпринимательства – обеспечение доступа малых предприятий к получению государственных заказов на производство продукции и услуг для республиканских нужд. Установление в соответствии с федеральным законодательством обязательной квоты на размещение госзаказов на малых предприятиях дает им гарантированный рынок сбыта продукции и услуг, позволяет планировать свою производственную и финансовую деятельность.

Законодательным Собранием Республики Карелия принят в первом чтении проект закона Республики Карелия «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Карелия». Хочется надеяться, что в процессе работы указанные выше предложения будут внесены в законопроект и он будет отвечать тем целям, которые ставят перед собой органы государственной власти республики в решении вопросов, связанных с финансовой поддержкой малого предпринимательства.