Бюджетозамещающие возможности
финансирования основного капитала муниципальных образований c учетом институционального опыта Северной
Европы – банковский и страховой
аспекты


А. В. Кукоев

ООО Страховая Компания "Энергия ЛТД", г. Москва

1.      Потребности муниципального капитального финансирования. Определяются прежде всего состоянием коммунального хозяйства, получившими, может быть, преждевременное, название проблемы 2003 г.

2.     Возможности внебюджетного финансирования на открытых рынках. Снова появились, о чем свидетеreльствует постоянно растущий объем корпоративных облигационных займов. Основой нового доверия могут служить пруденциальные нормы Бюджетного кодекса. Так, ст. 134 установила, что финансовая помощь федерального бюджета возможна, если объем гарантий местного бюджета не превышает 5% его расходов.

3.     Препятствия к таким заимствованиям. Негативный опыт муниципальных дефолтов1998-99 гг. Низкие или отсутствующие рейтинги. Недостатки финансирования на открытых рынках для капитального финансирования.

4.     Возможность заимствования северной модели муниципального капитального финансирования. Основная черта – создание агентств муниципального капитального финансирования с солидарной ответственностью муниципий-учредителей. Основоположник – Дания, где участниками созданного в 1899 г. Коммунекредита являются все муниципии страны, т.е. 100% населения. В Швеции Коммунинвест охватывает почти треть населения. И в этих странах, и в Финляндии (Мунифин) местная власть-заемщик практически отвечает по всем обязательствам агентств.

5.     Главное преимущество модели – возможность получения общенационального или близкого рейтинга.

6.     Такой рейтинг позволит диверсифицировать финансовые источники, например, пенсионные( как в Северной Европе) и страховые резервы, облигационные займы.

7.     Все элементы инфраструктуры все острее нуждаются в страховании. Плата за страхование должна рассматриваться как часть капитального финансирования инфраструктуры. Страховые резервы, сформированные за счет таких взносов, могут, в соответствии с п. 6, размещаться в межмуниципальных агентствах, формируя специфически нужную им ресурсную базу.