Актуальные проблемы развития
налогового законодательства
Республики Карелия

 


В. В. Козин

Министерство финансов Республики Карелия

 

История становления налогового законодательства Республики Карелия в период 1991-2003 гг. неразрывно связана с развитием федерального налогового законодательства и изменением налоговых полномочий республиканских органов власти. Исторический опыт его развития можно разделить на ряд этапов. В первый период (1991-1993 гг.) региональные и местные налоги достаточно жестко регламентировались. Второй период (1993-1996 гг.) связан с выходом Указа Президента РФ от 22.12.93 г. №2268 «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994 году», согласно которому существующие ограничения были отменены и на территории республики появилось два новых налога, не предусмотренных федеральным законодательством: налог с продаж на винно-водочные изделия и налог на сумму превышения расходов предприятий и организаций на оплату труда работников над величиной, нормируемой Законами РК «О налоге с продаж на винно-водочные изделия» от 28.11.96 г. №86-ЗРК и «О налоге на сумму превышения расходов предприятий и организаций на оплату труда работников над нормируемой величиной» от 19.01.96 г. №100-ЗРК. В августе 1996 года данный Указ Президента РФ был отменен и в связи с этим были отменены и вышеназванные законы Республики Карелия.

В третий период (1997-1998 г.г.) перечень взимаемых на территории республики налогов строго соответствовал федеральному закону РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». До 1999 года законодательство республики состояло из 7 основных законов: «О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия» от 01.05.95 г., «О ставках налогов, зачисляемых в Территориальный дорожный фонд Республики Карелия» от 13.06.97 г. №195-ЗРК, «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, утверждении ставок единого налога и стоимости патентов для субъектов малого предпринимательства» от 07.06.96 г. №123-ЗРК, «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 25.12.98 г. №313-ЗРК, «О налоге с продаж» от 24.12.98 г., «Об установлении ставок налога на игорный бизнес на территории Республики Карелия» от 29.12.98 г. №315-ЗРК, «О порядке расчетов с бюджетами самоуправляющихся территорий Республики Карелия по налогам предприятий и организаций, в состав которых входят территориально-обобщенные структурные подразделения, не являющиеся самостоятельными налогоплательщиками» от 10.07.96 г. №136-ЗРК.

С введением в действие первой и второй частей Налогового кодекса РФ начался четвертый период становления налогового законодательства в республике (1999-2003 гг.), который можно кратко охарактеризовать как налоговую реформу. Основные направления данной реформы заключались в систематизации в одном законодательном акте Республики Карелия положений и норм ранее действующих республиканских законов о налогах и сборах (подготовлен ЗРК №384 «О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия» от 30.12.99 г.), в приведении в соответствие с федеральным законодательства республики о налогах и сборах, в сокращении налоговых льгот, внесении уточнений в порядок исчисления единого налога на вмененный доход. В Республике Карелия установлены пониженные ставки по налогам для отраслей экономики, обеспечивающих население жизненно важными услугами: производство сельскохозяйственной продукции, жилищно-коммунальное хозяйство, пищевая и легкая промышленность, бытовое обслуживание, автомобильный транспорт общего пользования, для организаций, осуществляющих эксплуатацию магистральных трубопроводов, и др. Установлен режим наибольшего благоприятствования для организаций, реализующих инвестиционные проекты, а также организаций, своевременно и полно уплачивающих текущие налоговые платежи в бюджеты республики. В 1999 году законодательно установлены республиканские нормы на единый налог на вмененный доход и на налог с продаж в соответствии с полномочиями федерального законодательства. На уплату единого налога на вмененный доход в республике переведены: розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 чел., палатки, рынки и другие места организации торговли, хозяйствующие субъекты, оказывающие ремонтно-строительные, бытовые и автотранспортные услуги по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей. Ежегодно Министерство финансов РК во взаимодействии с другими ведомствами разрабатывает проект закона «О внесении изменений и дополнений в ЗРК «О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия», предусматривающий реализацию налоговой политики, определенной в Бюджетных посланиях Главы Республики Карелия Законодательному Собранию РК, и устанавливающий условия и ставки налогообложения на очередной финансовый год.

Министерством финансов РК и Министерством экономического развития РК на уровне ведомственного нормотворчества разработан и утвержден конкретный механизм предоставления организациям отсрочек, рассрочек, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита (см. приказы МФ РК от 14.05.1999 г. «О порядке предоставления налогоплательщикам отсрочек или рассрочек уплаты налогов в республиканский бюджет Республики Карелия», от 21.01.2000 г. «О порядке предоставления налогового кредита по платежам в республиканский бюджет Республики Карелия», от 31.01.2000 г. «О порядке предоставления инвестиционного налогового кредита по платежам в республиканский бюджет Республики Карелия»). В течение 1999-2003 гг. активно проводится работа по реструктуризации задолженности по республиканским налогам, сборам и платежам в республиканский бюджет и Территориальный дорожный фонд с целью урегулирования проблем кредиторской задолженности юридических лиц.

Налоговая и бюджетная политика Республики Карелия отражается и регулируется в ежегодных докладах и бюджетных посланиях Главы Республики Карелия Законодательному Собранию РК. Формируется законодательство о льготном налогообложении, о порядке исчисления налога на землю, а также за пользование водными и лесными ресурсами. Базовым нормативным актом в области регулирования республиканских налогово-бюджетных отношений является Закон Республики Карелия «О бюджетном процессе в Республике Карелия», принятом в 4 чтениях в июле 2002 года. В настоящее время в Правительстве РК создана рабочая группа по внесению дополнений и изменений в данный закон. Предполагается внести в данный и другие законы изменения и дополнения с определенным учетом финского законодательства (назначения на альтернативной основе глав органов местного самоуправления Главой РК, формирование местных бюджетов снизу доверху и др.).

Федеральное налоговое законодательство является определяющим для становления и дальнейшего развития законодательства республики о налогах и сборах. Указом президента РФ от 03.06.96 г. №803 утверждены «Основные положения региональной политики в Российской Федерации», которыми установлены система мер по реализации региональной экономической политики в налогово-бюджетной сфере, закрепление за субъектами финансовых и налоговых источников доходов формирования бюджетов. Данным Указом были закреплены уже сложившиеся тенденции в развитии налогового законодательства субъектов. Известно, что в настоящее время на федеральном уровне подготовлены изменения в законодательство о местном самоуправлении, его финансовых и бюджетных основах.

Представляется, что дальнейшее развитие налогового и бюджетного законодательства субъектов РФ должно идти по пути создания и совершенствования модельного закона об основах налоговой системы и налогообложения субъекта. По мнению специалистов, данный типовой (модельный) закон должен включать направления и принципы налоговой политики, механизм использования налогов для обеспечения бюджета субъекта, стимулирующую роль налоговых льгот в социально-экономическом развитии региона, местные налоги, их функции и целевое назначение. В настоящее время уже сложилась типовая структура регионального закона о льготном налогообложении: цель закона, понятие налоговой льготы, взаимодействие с бюджетным процессом, порядок предоставления и рассмотрения налоговых льгот, категории налогоплательщиков.

В Республике Карелия в последние годы накоплен интересный опыт правоприменительной практики. Достаточно вспомнить, что Карелия неоднократно ставила вопрос о противоречивости и даже неконституционности отдельных норм Лесного кодекса РФ (1997 г.) см. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.01.98 г.) и др. В настоящее время, в том числе и благодаря усилиям Карелии, Президентом РФ приостановлено рассмотрение Государственной Думой РФ проекта новой редакции Лесного кодекса РФ. В Государственной Думе готовятся парламентские слушания по обсуждению спорных норм проекта Лесного кодекса России, к числу которых, прежде всего, относятся нормы, регулирующие правомочия субъектов Федерации в области т.н. «расщепления» лесного налога.

Конституционный Суд Республики Карелия 7 раз рассматривал дела о конституционности отдельных норм республиканского законодательства о бюджете, бюджетном процессе и налогах. Верховный Суд РК также неоднократно рассматривал материалы о противоречиях республиканского законодательства. В частности, постановлением Верховного Суда РК от 06.04.2001 г. ЗРК «О бюджете развития Республики Карелия» от 22.02.2000 г. признан частично противоречащим ст.67 Бюджетного кодекса РФ. Несомненно, что данные решения судебной власти, так же как и многократные представления прокурора республики по вопросам бюджетного и налогового законодательства, способствуют его совершенствованию и дальнейшему развитию.

В настоящее время необходимо выделить следующие наиболее актуальные проблемы налогового правового регулирования:

-      закрепление на долговременной основе за бюджетами всех уровней бюджетной системы РФ собственных налоговых источников, гарантирующих повышение финансовой самостоятельности и ответственности субъектов РФ,

-      законодательное установление порядка предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, порядка предоставления субвенций и субсидий бюджетам субъектов РФ.

Субъекты Федерации считают необходимым изменить федеральную налоговую политику по следующим направлениям:

-      закрепление за субъектами РФ доли налога на прибыль,

-      снижение ставки единого социального налога,

-      предоставление права субъектам устанавливать налоговые ставки имущественных налогов и отмена всех федеральных льгот (которые довольно часто выплачиваются за счет республиканских бюджетов),

-      зачисление части платежей дорожного налога в местные бюджеты в целях строительства и содержания муниципальных дорог,

-      зачисление полностью экологического налога в бюджеты субъектов РФ,

-      перевод лесного налога в состав региональных налогов,

-      зачисление полностью в бюджеты субъектов РФ поступлений единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Многие годы субъекты РФ выступают за скорейшее принятие ФЗ «О государственных минимальных социальных нормативах» и «О порядке предоставления и определения размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности». В целом налоговая политика на федеральном и региональном уровне нуждается в коренном и существенном изменении и обновлении.