В августе 2002 года администрацией Ивановской области была принята «Стратегия развития Ивановской области до 2010 года» В анализе текущего состояния проиллюстрировано экономическое состояние региона и сделана оценка экономического потенциала.
Анализ показал, что вклад региона в основные общероссийские социально-экономические показатели существенно снизился. По доходам и расходам консолидированного бюджета величина изменилась с 0,61% в 1995 году до 0,2% в 2000 году [1, с.12]. Однако экономический потенциал у региона немалый, и это объясняется тем, что в регионе высокая доля производства, в особенности в швейной и текстильной промышленности, которые в отраслевой структуре региона занимают наибольший удельный вес по выпуску товаров (без субъектов малого предпринимательства) – 35% в 2002 году [2, с.10], где теневой оборот занимает высокий удельный вес. Доходы населения скрываются в размере до 50%, а предприятий и индивидуальных предпринимателей – и того больше. И если этот теневой оборот вывести в реальный, то налоговый потенциал региона может увеличиться, по мнению администрации Ивановской области, не менее чем на 30-40% [1, с.22].
В Ивановской области значительно число убыточных промышленных предприятий. По состоянию на 01.12.2002 года их доля составила 58,6%, в текстильной промышленности – 78,9%, сумма убытков составила 616,7 млн. руб. При этом, как говорится в Стратегии, «неудовлетворительное финансовое состояние предприятий отчасти является результатом искусства отчетности, отчасти – результатом деятельности посреднических давальческих структур» [2, с.178].
Следует обратить внимание и на такие финансовые показатели, как списанные на финансовые результаты просроченная дебиторская и кредиторская задолженности.
В целом по региону эти цифры соответственно составляют 43424 и 207579 тыс. руб., а в текстильной отрасли – 1959 и 142955 тыс. руб., т.е. непоступившая выручка превысила неоплаченные обязательства в 73 раза. Это еще раз подтверждает предположение о высоких скрытых доходах.
Все вышесказанное делает Ивановскую область высокодотационным регионом.
Сравнивая структуру доходов консолидированных бюджетов трех рядом расположенных регионов – Ивановской, Владимирской и Костромской областей (табл. 1) можно увидеть, что среди собственных доходов – налоговых, неналоговых и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности доля налоговых доходов самая низкая у Ивановской области [3].
Таблица 1
Тыс. руб.
Состав доходов |
Ивановская обл. |
Владимирская обл. |
Костромская обл. |
|||
сумма |
% |
сумма |
% |
сумма |
% |
|
1. Собственные доходы без целевых бюджетных фондов Из них всего |
1600,3 |
100 |
2934,4 |
100 |
1397,5 |
100 |
2. Налоговые |
1390,7 |
86,9 |
2683,2 |
91,4 |
1324,9 |
94,8 |
3. Неналоговые |
93,9 209,6 115,7 |
13,1 |
147,6 251,2 103,6 |
8,6 |
72,6 |
5,2 |
По уровню собственных доходов бюджетная система Ивановской области заметно отстает от других областей Центрального федерального округа. В решающей мере низкий уровень поступлений в бюджетную систему Ивановской области объясняется, как уже говорилось, состоянием экономики региона.
Поэтому при поиске путей повышения собственных доходов областного бюджета не следует игнорировать неналоговые доходы.
Структура неналоговых доходов в бюджетах Ивановской области и динамика их изменений за последние четыре года (в %), по отчетам администрации представлены в таблице.
Таблица 2
Годы |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
||||
Доходы |
Консолид.
бюджет |
Обл.
бюджет |
Консолид.
бюджет |
Обл.
бюджет |
Консолид.
бюджет |
Обл.
бюджет |
Консолид.
бюджет |
Обл.
бюджет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
I.
Всего доходов собственных |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
II. Налоговые доходы |
93,96 |
91,72 |
95,1 |
95,44 |
86,27 |
77,44 |
90,32 |
91,12 |
III. Неналоговые доходы |
6,04 |
8,28 |
4,9 |
4,56 |
13,73 |
22,56 |
9,68 |
8,88 |
Из
них: 1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или
муниципальной собственности Доходы
от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной или муниципальной
собственности |
49,1 75,7 |
12,5 39,5 |
75,6 69,2 |
40,9 69,3 |
77,8 24,9 |
72,9 9,4 |
73,8 61,0 |
46,7 92,6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
В
т.ч. арендная плата за земли городов и поселков Доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за научными учреждениями,
образовательными, здравоохранения и учреждениями культуры и искусства Прочие
доходы от сдачи имущества в аренду 1.1.Возмещение потерь с/х производства, связанных с изъятием с/х угодий 1.2.Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства 1.3.Платежи от государственных и муниципальных предприятий, полностью являющиеся
доходами областного бюджета 1.4.Доходы от продажи квартир 1.5.Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других
материальных ценностей 1.6.Прочие поступления от использования имущества, находящегося в
государственной или муниципальной собственности 2.Административные платежи и сборы 2.1.Сборы, взимаемые ГИБДД МВД (за исключением штрафов) 2.2.Прочие платежи, взимаемые государственными или муниципальными организациями
за выполнение определенных функций 3.Штрафные санкции, возмещение ущерба 3.1.
Административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил
дорожного движения 4.
Прочие неналоговые доходы |
40,7 - 59,3 1,2 - 13,5 0,6 16,0 5,1 1,9 7,6 92,4 15,3 98 33,7 |
63,3 - 36,7 - - 1,4 - - - 2,3 15,5 84,5 20,6 96,7 64,6 |
41,3 - 58,7 1,9 - 2,1 0,4 15,5 10,9 1,4 - 100 17,2 98,7 5,8 |
43,6 - 56,4 - - 16,9 - 9,2 4,6 0,5 - 100 51,3 98,8 7,3 |
34,4 2,2 63,4 0,5 69,9 1,9 0,1 1,4 1,3 9,3 94,3 5,7 7,3 99,5 5,6 |
45,2 7,9 46,9 - 89,6 - - 0,5 - 16,4 99,9 0,1 1,3 100 9,4 |
27,3 19,5 53,2 1,1 30,5 2,6 0,2 2,6 - 16,5 94,4 5,6 8,8 99,8 1,2 |
6,6 7,3 31,1 - - 4,9 - 1,6 - 51,8 100 - 0,7 100 0,8 |
Как видно из таблицы, доля неналоговых доходов в общем объеме составляет незначительный удельный вес и колеблется примерно от 6% в 1999 году до 10% в 2002 году в консолидированном бюджете и с 8 до 9% соответственно в областном бюджете.
В условиях рыночной экономики государство является предпринимателем, заинтересованным в получении предпринимательского дохода от имеющегося у него имущества. Наиболее распространенными способами получения дохода от государственного и муниципального имущества, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, являются доходы от использования имущества и от продажи. И в бюджетах Ивановской области наибольший удельный вес в неналоговых доходах занимают доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которые увеличивались в консолидированном бюджете с 49% в 1999 году до 73% в 2002 году и в областном бюджете – с 12,5 до 46,7% соответственно. Значительную долю в них занимают доходы от сдачи в аренду имущества.
Поскольку данный доход является наиболее значимым, особое внимание ему было уделено и в бюджетном послании Главы Администрации Ивановской области на 2002 год, где акцентировалось внимание на дальнейшее повышение этого источника доходов. По его словам, существенным источником пополнения бюджета должно стать наведение порядка в использовании объектов недвижимости, находящихся в областной собственности. Необходимо установить жесткий контроль за использованием таких объектов, условиями сдачи их в аренду и за поступлением доходов от аренды областной собственности в бюджет области. Необходимы оценка и анализ финансово-экономического потенциала государственной собственности, расположенной на территории области.
Поступление неналоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области за 2002 год фактически исполнено на 97,4% к бюджетным назначениям. Наибольшую долю поступлений в неналоговых доходах (74,1%) составляют доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций, в т.ч.:
- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, за исключением арендной платы за земли городов и поселков, исполнены на 105,1% и по сравнению с 2001 годом поступления возросли в 1,8 раза, в т.ч. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за образовательными учреждениями, исполнены на 89,8% к бюджетным назначениям, доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за учреждениями здравоохранения исполнены на 68,7%, доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, исполнены на 114,5%, прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, исполнены на 105,6%;
- арендная плата за земли поступила в размере 73,6% к бюджетным назначениям и по сравнению с 2001 годом поступления возросли в 1,9 раза;
- доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства поступили в размере 101,5%;
- платежи от государственных и муниципальных организаций исполнены на 138,5% к бюджетным назначениям.
Доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями, в 2000 году зачислялись на их внебюджетные счета. Начиная с 2001 года арендная плата за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в государственной собственности Ивановской области, в полном объеме зачисляется на счет областного бюджета. Динамика ее поступлений в областной бюджет за 2001, 2002 годы представлена в таблице 3.
Таблица 3
(Тыс. руб.)
Код бюдж. классификации |
Доходы |
2001 г. |
2002 г. |
Уровень |
||
план |
факт |
план |
факт |
|||
2010206 |
Доходы от сдачи в аренду имущества,
закрепленного за образовательными учреждениями |
233 |
103 |
390 |
466 |
4,5 |
2010207 |
Доходы от сдачи в аренду имущества,
закрепленного за учреждениями здравоохранения |
324 |
272 |
600 |
598 |
2,2 |
2010208 |
Доходы от сдачи в аренду имущества,
закрепленного за государственными музеями, государственными учреждениями культуры
и искусства |
690 |
661 |
2051 |
2844 |
4,3 |
Финансирование расходов по главным распорядителям средств частного бюджета в 2001-2002 гг. производилось в соответствии с утвержденной бюджетной росписью. Соответственно бюджетные учреждения, которые сдавали в аренду закрепленное за ними имущество, финансировались в объеме утвержденных смет доходов и расходов.
В 2002-2003 гг. в законах об областном бюджете предусматривается доходная статья – отчисления в размере 20% от прибыли областных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Однако если предприятиями были осуществлены расходы на инвестиционные цели, то эти отчисления в бюджет не производятся в размере фактических расходов. Таким образом, стимулируется инвестиционная деятельность государственных унитарных предприятий.
В составе неналоговых доходов практически отсутствует такая доходная статья, как дивиденды по акциям, принадлежащим государству или муниципальной собственности. Проведенный анализ состава государственной собственности Ивановской области показал, что инвестиционные вложения в паи и уставные капиталы организаций и предприятий направлялись в основном в сельскохозяйственные предприятия (18 предприятий – среди которых 7 МТС и 8 СПК) и предприятия, связанные с переработкой сельхозсырья, а также предприятия дорожного хозяйства, где доля областного бюджета в уставном капитале составляет 100-70%. Среди 76 предприятий, имеющих долю областного бюджета в уставном капитале, у значительного их числа эта доля не превышает 1%. И если учесть, что это в основном предприятия убыточные, то трудно ожидать дивидендов по акциям.
В Ивановской области насчитывается более 150 государственных унитарных предприятий, среди которых около 20 находятся в конкурсном производстве и около 10 – в стадии ликвидации. В реестре имущества областной собственности – 3149 объектов, 1/3 из которых уже давно не имеет никакой остаточной стоимости.
Для получения большего объема неналоговых доходов от использования имущества необходимо:
- осуществить полную инвентаризацию объектов собственности;
- повысить эффективность управления имуществом и контроль за использованием и сохранностью государственного имущества.
Свидетельством неэффективного использования имущества и недополучения доходов в бюджет являются результаты проверок Контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Ивановской области.
Список литературы
1. Собрание законодательства Ивановской области. 30.10.2002 г. Специальный выпуск.
2. Социально-экономическое положение Ивановской области в 2002 г. Иваново, 2002.
3. http: //
www. minfin. ru .