НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА
СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ

О. А. Гришанова

Ивановский государственный университет

 

В августе 2002 года администрацией Ивановской области была принята «Стратегия развития Ивановской области до 2010 года» В анализе текущего состояния проиллюстрировано экономическое состояние региона и сделана оценка экономического потенциала.

Анализ показал, что вклад региона в основные общероссийские социально-экономические показатели существенно снизился. По доходам и расходам консолидированного бюджета величина изменилась с 0,61% в 1995 году до 0,2% в 2000 году [1, с.12]. Однако экономический потенциал у региона немалый, и это объясняется тем, что в регионе высокая доля производства, в особенности в швейной и текстильной промышленности, которые в отраслевой структуре региона занимают наибольший удельный вес по выпуску товаров (без субъектов малого предпринимательства) – 35% в 2002 году [2, с.10], где теневой оборот занимает высокий удельный вес. Доходы населения скрываются в размере до 50%, а предприятий и индивидуальных предпринимателей – и того больше. И если этот теневой оборот вывести в реальный, то налоговый потенциал региона может увеличиться, по мнению администрации Ивановской области, не менее чем на 30-40% [1, с.22].

В Ивановской области значительно число убыточных промышленных предприятий. По состоянию на 01.12.2002 года их доля составила 58,6%, в текстильной промышленности – 78,9%, сумма убытков составила 616,7 млн. руб. При этом, как говорится в Стратегии, «неудовлетворительное финансовое состояние предприятий отчасти является результатом искусства отчетности, отчасти – результатом деятельности посреднических давальческих структур» [2, с.178].

Следует обратить внимание и на такие финансовые показатели, как списанные на финансовые результаты просроченная дебиторская и кредиторская задолженности.

В целом по региону эти цифры соответственно составляют 43424 и 207579 тыс. руб., а в текстильной отрасли – 1959 и 142955 тыс. руб., т.е. непоступившая выручка превысила неоплаченные обязательства в 73 раза. Это еще раз подтверждает предположение о высоких скрытых доходах.

Все вышесказанное делает Ивановскую область высокодотационным регионом.

Сравнивая структуру доходов консолидированных бюджетов трех рядом расположенных регионов – Ивановской, Владимирской и Костромской областей (табл. 1) можно увидеть, что среди собственных доходов – налоговых, неналоговых и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности доля налоговых доходов самая низкая у Ивановской области [3].

 

Таблица 1

Тыс. руб.

Состав доходов

Ивановская обл.

Владимирская обл.

Костромская обл.

сумма

%

сумма

%

сумма

%

1. Собственные доходы без целевых бюджетных фондов

Из них всего

 

 

1600,3

 

 

100

 

 

2934,4

 

 

100

 

 

1397,5

 

 

100

2. Налоговые

1390,7

86,9

2683,2

91,4

1324,9

94,8

3. Неналоговые
и доходы от предпринимательской деятельности

 

93,9

209,6

115,7

 

 

13,1

 

147,6

251,2

103,6

 

 

8,6

 

 

72,6

 

 

5,2

 

По уровню собственных доходов бюджетная система Ивановской области заметно отстает от других областей Центрального федерального округа. В решающей мере низкий уровень поступлений в бюджетную систему Ивановской области объясняется, как уже говорилось, состоянием экономики региона.

Поэтому при поиске путей повышения собственных доходов областного бюджета не следует игнорировать неналоговые доходы.

Структура неналоговых доходов в бюджетах Ивановской области и динамика их изменений за последние четыре года (в %), по отчетам администрации представлены в таблице.

Таблица 2

Годы

1999

2000

2001

2002

Доходы

Консолид. бюджет

Обл. бюджет

Консолид. бюджет

Обл. бюджет

Консолид. бюджет

Обл. бюджет

Консолид. бюджет

Обл. бюджет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I. Всего доходов собственных

100

100

100

100

100

100

100

100

II. Налоговые доходы

93,96

91,72

95,1

95,44

86,27

77,44

90,32

91,12

III. Неналоговые доходы

6,04

8,28

4,9

4,56

13,73

22,56

9,68

8,88

Из них:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

 

 

49,1

 

 

75,7

 

 

 

 

 

12,5

 

 

39,5

 

 

 

 

 

75,6

 

 

69,2

 

 

 

 

 

40,9

 

 

69,3

 

 

 

 

 

77,8

 

 

24,9

 

 

 

 

 

72,9

 

 

9,4

 

 

 

 

 

73,8

 

 

61,0

 

 

 

 

 

46,7

 

 

92,6

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

В т.ч. арендная плата за земли городов и поселков

Доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за научными учреждениями, образовательными, здравоохранения и учреждениями культуры и искусства

Прочие доходы от сдачи имущества в аренду

1.1.Возмещение потерь с/х производства, связанных с изъятием с/х угодий

1.2.Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства

1.3.Платежи от государственных и муниципальных предприятий, полностью являющиеся доходами областного бюджета

1.4.Доходы от продажи квартир

1.5.Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей

1.6.Прочие поступления от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

2.Административные платежи и сборы

2.1.Сборы, взимаемые ГИБДД МВД (за исключением штрафов)

2.2.Прочие платежи, взимаемые государственными или муниципальными организациями за выполнение определенных функций

3.Штрафные санкции, возмещение ущерба

3.1. Административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения

4. Прочие неналоговые доходы

40,7

 

-

 

 

 

 

 

59,3

 

1,2

 

 

-

 

 

13,5

 

 

 

 

0,6

 

16,0

 

 

 

5,1

 

 

 

 

1,9

 

7,6

 

 

92,4

 

 

 

 

15,3

 

98

 

 

 

33,7

63,3

 

-

 

 

 

 

 

36,7

 

-

 

 

-

 

 

1,4

 

 

 

 

-

 

-

 

 

 

-

 

 

 

 

2,3

 

15,5

 

 

84,5

 

 

 

 

20,6

 

96,7

 

 

 

64,6

41,3

 

-

 

 

 

 

 

58,7

 

1,9

 

 

-

 

 

2,1

 

 

 

 

0,4

 

15,5

 

 

 

10,9

 

 

 

 

1,4

 

-

 

 

100

 

 

 

 

17,2

 

98,7

 

 

 

5,8

43,6

 

-

 

 

 

 

 

56,4

 

-

 

 

-

 

 

16,9

 

 

 

 

-

 

9,2

 

 

 

4,6

 

 

 

 

0,5

 

-

 

 

100

 

 

 

 

51,3

 

98,8

 

 

 

7,3

34,4

 

2,2

 

 

 

 

 

63,4

 

0,5

 

 

69,9

 

 

1,9

 

 

 

 

0,1

 

1,4

 

 

 

1,3

 

 

 

 

9,3

 

94,3

 

 

5,7

 

 

 

 

7,3

 

99,5

 

 

 

5,6

45,2

 

7,9

 

 

 

 

 

46,9

 

-

 

 

89,6

 

 

-

 

 

 

 

-

 

0,5

 

 

 

-

 

 

 

 

16,4

 

99,9

 

 

0,1

 

 

 

 

1,3

 

100

 

 

 

9,4

27,3

 

19,5

 

 

 

 

 

53,2

 

1,1

 

 

30,5

 

 

2,6

 

 

 

 

0,2

 

2,6

 

 

 

-

 

 

 

 

16,5

 

94,4

 

 

5,6

 

 

 

 

8,8

 

99,8

 

 

 

1,2

6,6

 

7,3

 

 

 

 

 

31,1

 

-

 

 

-

 

 

4,9

 

 

 

 

-

 

1,6

 

 

 

-

 

 

 

 

51,8

 

100

 

 

-

 

 

 

 

0,7

 

100

 

 

 

0,8

Как видно из таблицы, доля неналоговых доходов в общем объеме составляет незначительный удельный вес и колеблется примерно от 6% в 1999 году до 10% в 2002 году в консолидированном бюджете и с 8 до 9% соответственно в областном бюджете.

В условиях рыночной экономики государство является предпринимателем, заинтересованным в получении предпринимательского дохода от имеющегося у него имущества. Наиболее распространенными способами получения дохода от государственного и муниципального имущества, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, являются доходы от использования имущества и от продажи. И в бюджетах Ивановской области наибольший удельный вес в неналоговых доходах занимают доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которые увеличивались в консолидированном бюджете с 49% в 1999 году до 73% в 2002 году и в областном бюджете – с 12,5 до 46,7% соответственно. Значительную долю в них занимают доходы от сдачи в аренду имущества.

Поскольку данный доход является наиболее значимым, особое внимание ему было уделено и в бюджетном послании Главы Администрации Ивановской области на 2002 год, где акцентировалось внимание на дальнейшее повышение этого источника доходов. По его словам, существенным источником пополнения бюджета должно стать наведение порядка в использовании объектов недвижимости, находящихся в областной собственности. Необходимо установить жесткий контроль за использованием таких объектов, условиями сдачи их в аренду и за поступлением доходов от аренды областной собственности в бюджет области. Необходимы оценка и анализ финансово-экономического потенциала государственной собственности, расположенной на территории области.

Поступление неналоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области за 2002 год фактически исполнено на 97,4% к бюджетным назначениям. Наибольшую долю поступлений в неналоговых доходах (74,1%) составляют доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций, в т.ч.:

-      доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, за исключением арендной платы за земли городов и поселков, исполнены на 105,1% и по сравнению с 2001 годом поступления возросли в 1,8 раза, в т.ч. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за образовательными учреждениями, исполнены на 89,8% к бюджетным назначениям, доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за учреждениями здравоохранения исполнены на 68,7%, доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, исполнены на 114,5%, прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, исполнены на 105,6%;

-      арендная плата за земли поступила в размере 73,6% к бюджетным назначениям и по сравнению с 2001 годом поступления возросли в 1,9 раза;

-      доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства поступили в размере 101,5%;

-      платежи от государственных и муниципальных организаций исполнены на 138,5% к бюджетным назначениям.

Доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями, в 2000 году зачислялись на их внебюджетные счета. Начиная с 2001 года арендная плата за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в государственной собственности Ивановской области, в полном объеме зачисляется на счет областного бюджета. Динамика ее поступлений в областной бюджет за 2001, 2002 годы представлена в таблице 3.

 

Таблица 3

(Тыс. руб.)

Код бюдж. классификации

Доходы

2001 г.

2002 г.

Уровень
изменений по сравнению с 2001 г.

план

факт

план

факт

2010206

Доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за образовательными учреждениями

 

233

 

103

 

390

 

466

 

4,5

2010207

Доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за учреждениями здравоохранения

 

324

 

272

 

600

 

598

 

2,2

2010208

Доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства

 

690

 

661

 

2051

 

2844

 

4,3

 

Финансирование расходов по главным распорядителям средств частного бюджета в 2001-2002 гг. производилось в соответствии с утвержденной бюджетной росписью. Соответственно бюджетные учреждения, которые сдавали в аренду закрепленное за ними имущество, финансировались в объеме утвержденных смет доходов и расходов.

В 2002-2003 гг. в законах об областном бюджете предусматривается доходная статья – отчисления в размере 20% от прибыли областных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Однако если предприятиями были осуществлены расходы на инвестиционные цели, то эти отчисления в бюджет не производятся в размере фактических расходов. Таким образом, стимулируется инвестиционная деятельность государственных унитарных предприятий.

В составе неналоговых доходов практически отсутствует такая доходная статья, как дивиденды по акциям, принадлежащим государству или муниципальной собственности. Проведенный анализ состава государственной собственности Ивановской области показал, что инвестиционные вложения в паи и уставные капиталы организаций и предприятий направлялись в основном в сельскохозяйственные предприятия (18 предприятий – среди которых 7 МТС и 8 СПК) и предприятия, связанные с переработкой сельхозсырья, а также предприятия дорожного хозяйства, где доля областного бюджета в уставном капитале составляет 100-70%. Среди 76 предприятий, имеющих долю областного бюджета в уставном капитале, у значительного их числа эта доля не превышает 1%. И если учесть, что это в основном предприятия убыточные, то трудно ожидать дивидендов по акциям.

В Ивановской области насчитывается более 150 государственных унитарных предприятий, среди которых около 20 находятся в конкурсном производстве и около 10 – в стадии ликвидации. В реестре имущества областной собственности – 3149 объектов, 1/3 из которых уже давно не имеет никакой остаточной стоимости.

Для получения большего объема неналоговых доходов от использования имущества необходимо:

-       осуществить полную инвентаризацию объектов собственности;

-       повысить эффективность управления имуществом и контроль за использованием и сохранностью государственного имущества.

Свидетельством неэффективного использования имущества и недополучения доходов в бюджет являются результаты проверок Контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Ивановской области.

 

Список литературы

 

1. Собрание законодательства Ивановской области. 30.10.2002 г. Специальный выпуск.

2. Социально-экономическое положение Ивановской области в 2002 г. Иваново, 2002.

3. http: // www. minfin. ru .