РЕКОМЕНДАЦИИ

2-й Международной научно-практической конференции

“БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ, ГОРОДОВ

И КОММУН НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ”

(Россия, Республика Карелия,

г. Петрозаводск, 27-30 мая 2002 г.)

 

Обсудив проблемы бюджетной политики регионов, городов и коммун на Севере Европы, участники конференции отмечают, что в Российской Федерации постепенно формируется отношение к бюджету как инструменту рыночной экономики. Накоплен определенный практический опыт бюджетного планирования, разрабатываются соответствующие правовые нормы, позволяющие вести бюджетный процесс с учетом конкретных реалий экономического развития нашей страны. Предпринимаются попытки выстроить систему взаимоотношений между Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления, основанную на принципах межбюджетных отношений, закрепленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Интеграционные процессы в России идут в рамках Ассоциации экономического взаимодействия, Межпарламентских ассоциаций и федеральных округов.

Законодательные и исполнительные органы государственной власти республик и областей, органы местного самоуправления территорий Северо-Западного федерального округа развивают контакты в области бюджетной политики со странами Северной Европы – Финляндией, Швецией и Норвегией. Началось формирование достоверных, оперативных и доступных информационных ресурсов о бюджетном процессе для законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, ученых, преподавателей и граждан.

Вместе с тем участники конференции вынуждены признать, что:

-   до настоящего времени в рамках действующего федерального законодательства сохраняются крайне ограниченные налогово-бюджетные полномочия субъектов и муниципальных образований. Налоговая политика как рычаг управления экономикой в регионах Российской Федерации задействована очень ограниченно;

-   постоянно меняющиеся подходы при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год с точки зрения определения размеров регулирующих федеральных доходов для субъектов Российской Федерации (проценты отчислений в региональные бюджеты) подрывают стимулы к проведению структурных реформ, развитию налогового потенциала регионов и повышению собираемости налогов;

-   продолжается практика сокращения налогооблагаемой базы для наполнения региональных и местных бюджетов в связи с проводимой на федеральном уровне налоговой политикой, предусматривающей централизацию основных бюджетообразующих налогов в федеральном бюджете;

-   погашение задолженности предприятиям по налогам и пеням происходит, как правило, в форме безвозмездного списания, что также сокращает доходную базу местных бюджетов;

-   отсутствует четкое разграничение полномочий и ответственности между органами государственной власти разного уровня по осуществлению расходных полномочий;

-   до сих пор не утверждены государственные социальные стандарты и не разработаны соответствующие финансовые нормативы в разрезе отраслей, что не позволяет на практике реализовать принцип единства бюджетной системы Российской Федерации с точки зрения бюджетного планирования, в связи с чем невозможно проведение согласительных процедур по определению основных финансовых показателей в области межбюджетных отношений;

-   местные бюджеты не имеют реальной собственной доходной базы, необходимой для проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства как одной из важнейших структурных реформ, проводимых в России согласно Посланию Президента Российской Федерации;

-   принятие в муниципальную собственность производственных и социальных объектов по балансовой стоимости, значительно превышающей рыночную, приводит к дополнительным расходам на их содержание.

-   несмотря на попытки формализовать распределение финансовой помощи из федерального бюджета, субъекты Российской Федерации не владеют четкими критериями, процедурами и расчетами, а также статистическими показателями, применяемыми в процессе формирования межбюджетных отношений. Методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации достаточно сложна.

В силу этих причин невозможно обеспечить прозрачность бюджетного процесса в Российской Федерации, среднесрочное и долгосрочное бюджетное планирование и, как следствие, реализацию принципов бюджетного федерализма, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

2-я Международная научно-практическая конференция “БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ, ГОРОДОВ И КОММУН НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ”

р е к о м е н д у е т:

1.   Федеральному Собранию Российской Федерации:

1.1.  Ввести дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части:

-   разграничения и закрепления доходных источников между федеральным, региональными и местными бюджетами, в том числе регулирующих доходов, не менее чем на 3 года;

-   согласования, закрепления и распределения расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

1.2.     Принять в первоочередном порядке Федеральный закон «О государственных минимальных социальных стандартах».

1.3.  Ускорить принятие Федеральных законов, предусмотренных в том числе и Бюджетным кодексом Российской Федерации:

1)    «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации»;

2)    «О порядке предоставления и определения размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности»;

3)   «О порядке предоставления и расчета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации»;

4)   «О порядке и условиях формирования бюджета развития (в составе капитальных расходов)»;

5)    «О порядке составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий»;

6)   «О государственных и муниципальных контрактах и государственных и муниципальных заказах»;

7)   «О порядке ведения реестров закупок по государственным и муниципальным контрактам»;

8)   «Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями»;

9)   «Об общих принципах организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации»;

10)  «О кредитной кооперации».

1.4.  Ввести в практику предусмотренный Бюджетным кодексом Российской Федерации поэтапный переход на опережающую двух-, а затем трехлетнюю практику подготовки проектов федеральных бюджетов.

1.5.  Предусмотреть для северных регионов передачу средств федерального бюджета, выделенных им в 1994-1995 годах в виде бюджетных кредитов на государственную финансовую поддержку северного завоза, в собственность субъектов федерации.

2.   Правительству Российской Федерации:

2.1.  В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации разработать и утвердить:

1)   порядок согласования, закрепления и распределения расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

2)   социальные нормативы, нормативы финансовых затрат на оказание государственных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности; нормативы финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;

3)   порядок согласования с субъектами Российской Федерации нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

4)       порядок предоставления бюджетных ссуд из федерального
бюджета.

3.   Законодательным и исполнительным органам государственной власти субъектов, органам местного самоуправления:

3.1.  Способствовать реализации принципа прозрачности бюджетного процесса, понимая его как доступность, открытость, понятность для пользователей бюджетной информацией. Продолжить работу по формированию прозрачности как расходной, так и доходной части бюджета, что позволит в конечном итоге повысить степень доверия между экономическими субъектами соответствующих уровней.

3.2.  Для взаимодействия органов власти и общественности содействовать организации различных форм общественного участия в бюджетном процессе, в том числе общественно-бюджетном слушании.

3.3.  Изучить и распространить опыт, новые формы и методы формирования и исполнения бюджетов и проведение государственного финансового и общественного контроля за их исполнением на уровне субъектов Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, Республика Карелия).

3.4.  Для достижения прозрачности и открытости бюджетного процесса на всех уровнях власти шире использовать современные информационные технологии, в частности, размещать на Web-сайтах:

-   органов законодательной власти законы о бюджетах и дополнения к ним;

-   органов исполнительной власти – данные о поквартальном исполнении бюджетов.

3.5.  Содействовать развитию кредитной кооперации как основы развития института местного самоуправления

4.   Высшим учебным заведениям, научным организациям, министерствам и ведомствам:

4.1.  Расширить список экономических и правовых курсов, читаемых в рамках региональной компоненты государственных стандартов, за счет специальных курсов, рассматривающих бюджетный процесс на уровне субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления.

4.2.  Активизировать проведение научно-исследовательской работы по проблемам бюджетной политики и межбюджетных отношений на трех уровнях: федерация – регион – местное самоуправление; продолжить формирование информационных ресурсов для бюджетного мониторинга в рамках Web-порталов: Министерство финансов РФ (http://minfin.ru), “Открытый бюджет. Регионы России” (http://openbudget.karelia.ru), “Бюджетная система РФ” (www.budgetrf.ru),

4.3.  Продолжать работу по формированию региональной и муниципальной финансовой статистики.

4.4.  Изучить и обобщить теорию и практику бюджетного процесса в странах с эффективной рыночной экономикой (в первую очередь в странах Северной Европы – Финляндии, Швеции и Норвегии) с целью использования этого опыта в российской практике, создания методологии включения гражданских институтов в бюджетный процесс.

 

*

*                                    *

 

Участники 2-й Международной научно-практической конференции “БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ, ГОРОДОВ И КОММУН НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ” считают целесообразным ежегодное проведение аналогичных конференций в рамках Северо-Запада России с включением их в планы мероприятий Северо-Западной Межпарламентской ассоциации, Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации, Северо-Западного федерального округа.