2-й Международной научно-практической конференции
“БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ, ГОРОДОВ
И КОММУН НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ”
(Россия, Республика Карелия,
г. Петрозаводск, 27-30 мая 2002 г.)
Обсудив проблемы бюджетной политики регионов, городов и коммун на Севере Европы, участники конференции отмечают, что в Российской Федерации постепенно формируется отношение к бюджету как инструменту рыночной экономики. Накоплен определенный практический опыт бюджетного планирования, разрабатываются соответствующие правовые нормы, позволяющие вести бюджетный процесс с учетом конкретных реалий экономического развития нашей страны. Предпринимаются попытки выстроить систему взаимоотношений между Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления, основанную на принципах межбюджетных отношений, закрепленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Интеграционные процессы в России идут в рамках Ассоциации экономического взаимодействия, Межпарламентских ассоциаций и федеральных округов.
Законодательные и исполнительные органы государственной власти республик и областей, органы местного самоуправления территорий Северо-Западного федерального округа развивают контакты в области бюджетной политики со странами Северной Европы – Финляндией, Швецией и Норвегией. Началось формирование достоверных, оперативных и доступных информационных ресурсов о бюджетном процессе для законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, ученых, преподавателей и граждан.
Вместе с тем участники конференции вынуждены признать, что:
- до настоящего времени в рамках действующего федерального законодательства сохраняются крайне ограниченные налогово-бюджетные полномочия субъектов и муниципальных образований. Налоговая политика как рычаг управления экономикой в регионах Российской Федерации задействована очень ограниченно;
- постоянно меняющиеся подходы при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год с точки зрения определения размеров регулирующих федеральных доходов для субъектов Российской Федерации (проценты отчислений в региональные бюджеты) подрывают стимулы к проведению структурных реформ, развитию налогового потенциала регионов и повышению собираемости налогов;
- продолжается практика сокращения налогооблагаемой базы для наполнения региональных и местных бюджетов в связи с проводимой на федеральном уровне налоговой политикой, предусматривающей централизацию основных бюджетообразующих налогов в федеральном бюджете;
- погашение задолженности предприятиям по налогам и пеням происходит, как правило, в форме безвозмездного списания, что также сокращает доходную базу местных бюджетов;
- отсутствует четкое разграничение полномочий и ответственности между органами государственной власти разного уровня по осуществлению расходных полномочий;
- до сих пор не утверждены государственные социальные стандарты и не разработаны соответствующие финансовые нормативы в разрезе отраслей, что не позволяет на практике реализовать принцип единства бюджетной системы Российской Федерации с точки зрения бюджетного планирования, в связи с чем невозможно проведение согласительных процедур по определению основных финансовых показателей в области межбюджетных отношений;
- местные бюджеты не имеют реальной собственной доходной базы, необходимой для проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства как одной из важнейших структурных реформ, проводимых в России согласно Посланию Президента Российской Федерации;
- принятие в муниципальную собственность производственных и социальных объектов по балансовой стоимости, значительно превышающей рыночную, приводит к дополнительным расходам на их содержание.
- несмотря на попытки формализовать распределение финансовой помощи из федерального бюджета, субъекты Российской Федерации не владеют четкими критериями, процедурами и расчетами, а также статистическими показателями, применяемыми в процессе формирования межбюджетных отношений. Методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации достаточно сложна.
В силу этих причин невозможно обеспечить прозрачность бюджетного процесса в Российской Федерации, среднесрочное и долгосрочное бюджетное планирование и, как следствие, реализацию принципов бюджетного федерализма, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
2-я Международная научно-практическая конференция “БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ, ГОРОДОВ И КОММУН НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ”
р е к о м е н д у е т:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации:
1.1. Ввести дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части:
- разграничения и закрепления доходных источников между федеральным, региональными и местными бюджетами, в том числе регулирующих доходов, не менее чем на 3 года;
- согласования, закрепления и распределения расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
1.2. Принять в первоочередном порядке Федеральный закон «О государственных минимальных социальных стандартах».
1.3. Ускорить принятие Федеральных законов, предусмотренных в том числе и Бюджетным кодексом Российской Федерации:
1) «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации»;
2) «О порядке предоставления и определения размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности»;
3) «О порядке предоставления и расчета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации»;
4) «О порядке и условиях формирования бюджета развития (в составе капитальных расходов)»;
5) «О порядке составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий»;
6) «О государственных и муниципальных контрактах и государственных и муниципальных заказах»;
7) «О порядке ведения реестров закупок по государственным и муниципальным контрактам»;
8) «Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями»;
9) «Об общих принципах организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации»;
10) «О кредитной кооперации».
1.4. Ввести в практику предусмотренный Бюджетным кодексом Российской Федерации поэтапный переход на опережающую двух-, а затем трехлетнюю практику подготовки проектов федеральных бюджетов.
1.5. Предусмотреть для северных регионов передачу средств федерального бюджета, выделенных им в 1994-1995 годах в виде бюджетных кредитов на государственную финансовую поддержку северного завоза, в собственность субъектов федерации.
2. Правительству Российской Федерации:
2.1. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации разработать и утвердить:
1) порядок согласования, закрепления и распределения расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
2) социальные нормативы, нормативы финансовых затрат на оказание государственных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности; нормативы финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;
3) порядок согласования с субъектами Российской Федерации нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
4)
порядок
предоставления бюджетных ссуд из федерального
бюджета.
3. Законодательным и исполнительным органам государственной власти субъектов, органам местного самоуправления:
3.1. Способствовать реализации принципа прозрачности бюджетного процесса, понимая его как доступность, открытость, понятность для пользователей бюджетной информацией. Продолжить работу по формированию прозрачности как расходной, так и доходной части бюджета, что позволит в конечном итоге повысить степень доверия между экономическими субъектами соответствующих уровней.
3.2. Для взаимодействия органов власти и общественности содействовать организации различных форм общественного участия в бюджетном процессе, в том числе общественно-бюджетном слушании.
3.3. Изучить и распространить опыт, новые формы и методы формирования и исполнения бюджетов и проведение государственного финансового и общественного контроля за их исполнением на уровне субъектов Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, Республика Карелия).
3.4. Для достижения прозрачности и открытости бюджетного процесса на всех уровнях власти шире использовать современные информационные технологии, в частности, размещать на Web-сайтах:
- органов законодательной власти – законы о бюджетах и дополнения к ним;
- органов исполнительной власти – данные о поквартальном исполнении бюджетов.
3.5. Содействовать развитию кредитной кооперации как основы развития института местного самоуправления
4. Высшим учебным заведениям, научным организациям, министерствам и ведомствам:
4.1. Расширить список экономических и правовых курсов, читаемых в рамках региональной компоненты государственных стандартов, за счет специальных курсов, рассматривающих бюджетный процесс на уровне субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления.
4.2. Активизировать проведение научно-исследовательской работы по проблемам бюджетной политики и межбюджетных отношений на трех уровнях: федерация – регион – местное самоуправление; продолжить формирование информационных ресурсов для бюджетного мониторинга в рамках Web-порталов: Министерство финансов РФ (http://minfin.ru), “Открытый бюджет. Регионы России” (http://openbudget.karelia.ru), “Бюджетная система РФ” (www.budgetrf.ru),
4.3. Продолжать работу по формированию региональной и муниципальной финансовой статистики.
4.4. Изучить и обобщить теорию и практику бюджетного процесса в странах с эффективной рыночной экономикой (в первую очередь в странах Северной Европы – Финляндии, Швеции и Норвегии) с целью использования этого опыта в российской практике, создания методологии включения гражданских институтов в бюджетный процесс.
*
* *
Участники 2-й Международной научно-практической конференции “БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ, ГОРОДОВ И КОММУН НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ” считают целесообразным ежегодное проведение аналогичных конференций в рамках Северо-Запада России с включением их в планы мероприятий Северо-Западной Межпарламентской ассоциации, Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации, Северо-Западного федерального округа.