Глава 8. Расходы бюджета на государственное управление
и местное самоуправление, национальную оборону,
правоохранительную
деятельность и обеспечение безопасности
государства
8.1. Расходы на государственное управление и местное самоуправление
Расходы по данному разделу связаны с финансированием федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Органы государственно власти на федеральном уровне включают законодательный орган – Федеральное Собранием РФ, состоящий из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации, главу государства – Президента Российской Федерации и исполнительный орган – Правительства Российской Федерации.
На уровне субъектов Российской Федерации государственная власть представлена законодательными органами и исполнительными органами –
администрациями или правительствами.
На муниципальном уровне местное самоуправление включает выборный представительный орган (собрания, думы) и исполнительный орган – администрацию. Также на местном уровне может быть предусмотрена должность главы местного самоуправления – выборного должностного лица.
Расходы на содержание государственной власти планируются исходя из выполняемых функций и существующей структуры органов.
Общий объем расходов федерального бюджета на 2003 год по данному разделу (код 0100) составляет 66,5 млрд. рублей или 3,1% от всех расходов федерального бюджета. Распределение по подразделам осуществляется в следующих соотношениях (млрд. руб.):
Функционирование главы государства – Президента РФ - 4,1
Функционирование Федерального Собрания - 3,3
Функционирование Правительства - 15,1
Деятельность финансовых и налоговых органов 42,2
Прочие расходы 1,8
На примере финансовых и налоговых органов рассмотрим распределение средств по целевым статьям и видам расходов:
Содержание центрального аппарата 1,0
денежное содержание аппарата 0,465
содержание аппарата 0,539
Содержание территориальных органов 28
Денежное содержание 20
Содержание аппарата 8
Содержание территориальных органов федерального казначейства 7,6
Денежное содержание 5,0
Содержание аппарата 2,6
Содержание контрольно-ревизионной службы Минфина 1,2
Приведенные данные показывают что большую часть в расходах на государственное управление составляет денежное содержание или оплата труда.
Оплата труда государственных служащих планируется на основании штатной численности и денежного содержания. Размер денежного содержания по отдельным должностям устанавливается Указом Президента Российской Федерации на основании Федерального закона «Об основах государственной службы в РФ». Денежное содержание конкретного государственного служащего зависит от занимаемой должности, наличия классного чина, стажа работа и специфики выполняемой работы. При планировании расходов учитывается выплаты единого социального налога.
Планирование других расходов на содержание органов государственной власти осуществляется по разделам экономической классификации расходов по текущим и капитальным расходам, аналогично расходам учреждений.
Расходы на последующий финансовый год планируются с учетом затрат предыдущего периода и изменений в ценообразовании на товары и услуги и с учетом проводимых сокращений расходов в рамках программы экономии средств федерального бюджета.
Расходы на содержание государственного управления на примере субъекта РФ с численность населения около 800 тыс. человек составляют порядка 173 млн. руб., что составляет 3,7 процента от общих расходов.