Глава 7. Основы планирования бюджетных расходов

 

7.1. Система бюджетных расходов

 

      Бюджетный кодекс РФ в целях обеспечения единства  подходов на различных уровнях бюджетной системы определяет, что  формирование расходов бюджетов всех уровней осуществляется на основании  единой методологии, нормативов минимальной бюджетной обеспеченности,  нормативов финансовых затрат на оказание  государственных услуг. Данные нормы и нормативы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

       Следует отметить,  что перечисленные нормы и нормативы в виде целостного пакета актов еще не сформированы,  также пока не принят федеральный закон о минимальных  государственных социальных стандартах, что накладывает определенные проблемы с формированием региональных  и местных бюджетов.

       Формирование расходов осуществляется в соответствии с заявленными Президентом РФ и Правительством РФ приоритетами, содержащимися в Бюджетном послании и основных направлениях финансово-бюджетной политики.

        Основой для определения объема расходов бюджета соответствующего уровня является прогнозируемый объем мобилизации доходов в соответствии с прогнозом социально-экономического развития  Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

         Как уже отмечалось выше, бюджет является,  прежде всего, инструментом для финансового обеспечения задач и функций, решаемых государством и местным самоуправлением.  К числу основных функций относятся: национальная оборона, правоохранительная деятельность,  поддержание отраслей материального производства, обеспечение функционирования и развития учреждений и организаций здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты,   обеспечение проведение фундаментальных  научных исследований, охрана окружающей природной среды,  содержание государственных  и муниципальных органов управления, обеспечивающих реализацию функций,   международная деятельность, оказание финансовой помощи бюджетам других уровней.

         Расходы в зависимости от их экономического содержания, в соответствии с бюджетной классификацией, подразделяются на текущие и капитальные.

      Текущие расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в виде дотаций субвенций,  субсидий.

     Капитальные расходы – расходы, связанные с осуществлением инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации, учреждения. Эти средства направляются  на строительство, реконструкцию, приобретение оборудования. Капитальные расходы приводят к увеличению или созданию нового имущества.

      В составе капитальных расходов  должен формироваться бюджет развития. На федеральном уровне создание и использование средств бюджета развития предполагает принятие соответствующего закона. В 2003 г. капитальные расходы федерального бюджета осуществляются в рамках федеральной инвестиционной программы.

      На уровне субъектов, как правило, формируются региональные инвестиционные  программы или планы капитального строительства.

      Предоставление средств из бюджетов осуществляется в следующих формах:

-         ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

-         средств на оплату товаров, работ, услуг, приобретаемых в соответствии с государственным или муниципальным заказом;

-         трансфертов населению в виде установленных законодательством выплат;

-         ассигнований на осуществление государственных полномочий, передаваемых на другие уровни управления;

-         бюджетных кредитов юридическим лицам;

-         субвенций и субсидий физическим  и юридическим лицам;

-         инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;

-         бюджетных ссуд, дотаций, субвенций бюджетам других уровней;

-         кредитов иностранным государствам; средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, включая государственные или муниципальные гарантии.

      В соответствии с ведомственной классификацией средства распределяются между главными распорядителями кредитов, которые в свою очередь направляют их распорядителям кредитов и бюджетополучателям.

      В рамках изложенной системы расходов государство обеспечивает реализацию соответствующей социально-экономической политики. Обеспечение приоритетов этой политики обеспечивается соответствующим распределением средств.