5.3.
Организация планирования доходов
Работа по планированию доходов включает три важнейших направления:
1) Расчет прогнозируемых сумм мобилизации контингентов всех видов доходов.
2) Распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы.
3) Определение взаимоотношений между бюджетами различных уровней в части предоставления дотаций субвенций, субсидий.
Планирование федерального бюджета осуществляется Министерством финансов совместно с Министерством по налогам и сборам (МНС). МНС прогнозирует поступление налоговых доходов, кроме таможенных платежей. Планирование таможенных поступлений осуществляет Государственный таможенный комитет совместно с Министерством экономического развития. Расчет контингентов доходов осуществляется в следующей последовательности:
МНС доводит до Минфина обобщенные сведения о текущих поступлениях налогов и других доходов за отчетный период, т.е. за предшествующий год и первое полугодие текущего года.
Минфин получает от Минэкономразвития прогнозируемые на очередной год и среднесрочную перспективу макроэкономические показатели, определяющие расходы: объем валового внутреннего продукта, объем денежной массы, объем прибыли, размер фонда оплаты труда, индекс инфляции и дефляторы по отраслям народного хозяйства, объем розничного товарооборота, уровень цен на нефть. Центральный банк России представляет курсовое соотношение рубля к доллару США и к Евро.
На основании прогноза развития экономики Минфином совместно с МНС составляются прогнозы поступления по отдельным налогам. При этом учитываются объем налоговых льгот и изменения налоговых ставок, а также снижение от реструктуризации задолженности предприятий и списания недоимки при реструктуризации и недоимки, признанной безнадежной.
Составление реального прогноза и плана поступлений по доходам связано с рядом проблем, основными из них являются:
1. Недостаточность данных о налогооблагаемой базе.
2. Легальные схемы снижения налогов по ходу исполнения бюджетов.
3. Недостаточно проработанные нормативные акты, позволяющие снижать налоги.
4. Проблемы полноты статистической отчетности.
5. Налоговая культура.