5.3. Организация планирования доходов

 

          Работа    по   планированию  доходов включает три важнейших направления:

1)     Расчет прогнозируемых сумм мобилизации контингентов всех видов доходов.

2)     Распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы.

3)     Определение взаимоотношений между бюджетами  различных уровней в части предоставления дотаций субвенций, субсидий.

      Планирование федерального бюджета осуществляется Министерством финансов совместно с Министерством по налогам и сборам (МНС). МНС прогнозирует поступление налоговых доходов, кроме таможенных платежей.                      Планирование таможенных поступлений осуществляет Государственный таможенный комитет совместно с Министерством экономического развития.            Расчет контингентов доходов осуществляется в следующей последовательности:

      МНС доводит до Минфина обобщенные сведения о текущих поступлениях налогов и других доходов за отчетный период, т.е. за предшествующий год и первое полугодие текущего года.

       Минфин получает от Минэкономразвития прогнозируемые на очередной год и среднесрочную перспективу макроэкономические показатели, определяющие расходы: объем валового внутреннего продукта, объем денежной массы, объем прибыли, размер фонда оплаты  труда, индекс инфляции и дефляторы по отраслям народного хозяйства, объем розничного товарооборота, уровень цен на нефть. Центральный банк России представляет курсовое соотношение рубля к доллару США и к Евро.

      На основании прогноза  развития экономики   Минфином совместно с МНС составляются         прогнозы поступления  по отдельным налогам. При этом учитываются объем налоговых льгот и изменения  налоговых ставок, а также снижение от реструктуризации задолженности предприятий и списания недоимки при реструктуризации и недоимки, признанной безнадежной.

       Составление реального прогноза и плана поступлений по доходам связано с рядом проблем, основными  из них являются:

1.     Недостаточность данных о налогооблагаемой базе.

2.     Легальные схемы снижения налогов по ходу исполнения бюджетов.

3.     Недостаточно проработанные нормативные акты, позволяющие снижать налоги.

4.     Проблемы полноты статистической отчетности.

5.     Налоговая культура.