5.2. Финансовое планирование и бюджетное прогнозирование

 

 Оборот валового внутреннего продукта осуществляется в материально-вещественной форме (продукция, товары, услуги)  и в стоимостной форме.

 Финансовые отношения возникают при создании, распределении, перераспределении и потреблении финансовых ресурсов. Управление этими процессами происходит с помощью финансового планирования.

 Бюджетным кодексом РФ предусмотрено составление перспективного финансового плана. Данный план представляет собой финансовый документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной год для каждого уровня бюджетной системы и содержащий данные о прогнозных возможностях соответствующего бюджета  по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов.

 Перспективный финансовый план законодательно не утверждается и разрабатывается в целях информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы, комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

 Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых первый год – это год, на который составляется бюджет. Следующие два года – плановый период, на протяжении которого отслеживаются реальные результаты заявленной экономической  политики.

 Исходной базой для формирования плана является бюджет на текущий год. Перспективный план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического  развития России, субъекта РФ, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

 Перспективный план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.

 Для определения объемов финансовых ресурсов, которыми располагает соответствующий уровень бюджетной системы, в целях определения основных показателей разрабатываемого проекта бюджета, составляется баланс финансовых ресурсов.

 Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории. Структура финансового баланса представлена в таблице 6.

Таблица 6

Структура сводного финансового баланса

Доходы 
 Расходы
1.  Прибыль 
1.Затраты на государственные инвестиции, включая погашение кредиторской задолженности 
2.  Налог на добавленную стоимость
2. Расходы на воспроизводство 
3.   Налог на доходы физических лиц 
3. Государственные дотации

4.  Налоги на имущество минерально-сырьевой базы

4. Расходы предприятий за счетприбыли, а также за счет амортизации
5.  Единый социальный налог
5. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных фондов
6   Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы 
6. Расходы на науку за счет бюджета
 7. Амортизационные отчисления 
7. Расходы на оборону

8. Доходы от государственной (муниципальной) собственности 

8. Расходы на правоохранительную деятельность
 9. Налоги на внешнюю торговлю
9. Расходы на содержание государственной власти
10. Доходы от вышестоящих бюджетов (для субъектов РФ и муниципальных образований)
10. Расходы на внешнеэкономическую деятельность
 Итого  доходов 
11. Расходы на образование резервных фондов

 

Всего расходов