4.2. Развитие бюджетного федерализма

 

     Бюджетная реформа направлена  прежде на развитие бюджетного федерализма, в рамках которого предполагается обеспечить сбалансировать финансовые интересы и полномочия различных уровней бюджетной системы.

        Для достижения этой цели  постановлением Правительства  Российской Федерации утверждена Федеральная программа развития бюджетного федерализма на период до 2005 года.

       Целью программы определено формирование и развитие  системы бюджетного устройства, позволяющей органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления  проводить самостоятельную налоговую и бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности  между  органами власти различных уровней.

        Создаваемая в соответствии с программой бюджетная система  призвана обеспечить:

1)       создание долгосрочных стимулов  проведения структурных реформ, поддержания конкурентной среды, содействия росту доходов населения и экономическое развитие территории;

2)       бюджетную ответственность – управление общественными финансами от имени населения и в интересах населения;

3)        социальную справедливость – равной доступности гражданам  к общественным услугам и социальным гарантиям;

4)       создание условий для органов  государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления для выполнения возложенных на них функций;

      Разграничение расходных полномочий между бюджетами определено в качестве первичной задачи.

       Бюджетное законодательство не содержит четкого разграничения расходов между бюджетами различных уровней, поэтому программа предусматривает внесение в бюджетный кодекс понятия «расходные полномочия» -  права и обязанности органов власти соответствующих уровней.

        Чтобы это осуществить программа предполагает:

а) осуществить нормативное правовое регулирование бюджетных расходов: объем, качество, доступность общественных услуг, натуральные и финансовые нормативы, уровень и структуру расходов;

б) обеспечить органы государственной власти и органы местного самоуправления финансовыми ресурсами;

в) производить финансирование общественных услуг.

       В Бюджетном кодексе должно быть четко закреплено разграничение расходных полномочий между уровнями на основе следующих критериев:

1)          субсидиарности (максимальной близости власти к потребителю  расходов);

2)          территориального соответствия;

3)          территориальной дифференциации;

4)          эффекта масштаба – концентрации расходов обеспечивает экономию средств;

      В распределении средств, программа предусматривает схему, состоящую из трех видов полномочий:

       1.Нормативное регулирование.

       2.Обеспечение финансовыми ресурсами.

       3. Организация предоставления услуг.

     Согласно этой схеме нормативное регулирование может осуществляться, например, федеральным и региональным уровнями, обеспечение финансовыми средствами за счет регионального бюджета, организация предоставления услуг может осуществляться региональным и местным уровнями.

        Все бюджетные услуги разделены на 4 группы:

1.     Бюджетные  услуги общего характера.

2.      Бюджетные услуги населению.

3.     Экономическая политика.

4.     Прочие функции.

Приведем отдельные примеры из каждой группы, полностью распределение функций приведено в приложении 1.

       К бюджетным услугам общего характера относится учет недвижимости для налогообложения, при этом: нормативное правовое регулирование осуществляется федеральным, региональным и местным уровнями, обеспечение финансовыми средствами осуществляется за счет местных бюджетов, на местном же уровне организуется предоставление этой услуги.

      В качестве бюджетной услуги населению рассмотрим здравоохранение общее. Нормативное регулирование осуществляется федеральным уровнем, финансирование и организация предоставления услуг осуществляется региональным + местным уровнями.

      В области экономической политики рассмотрим местный (внутригородской) транспорт. Нормативное регулирование осуществляют все   уровни,  а финансирование и организации осуществляется региональным + местным уровнями.

      Предложенная  схема  распределения расходных полномочий не позволяет определить, какие расходные полномочия будут сняты с местного самоуправления. Видимо только  в законах это найдет точное отражение.

      В отношении разграничения основных  доходных источников  между уровнями бюджета программа более конкретна (таблица 5).

        Данные таблицы свидетельствуют, что для реализации программы  требуются определенные изменения в налоговом законодательстве. В частности, налог на совокупный доход налоговым кодексом отнесен к федеральным налогам, а в программе его предполагается сделать местным,  налог на недвижимость предполагается сделать местным, Налоговый кодекс относит его к региональным. Налог с продаж с 2004 года должен быть отменен.

       Что касается соотношений, приведенных  в таблице  доходных источников и расходных полномочий, то  (по предварительной оценки ряда экспертов) для  значительного числа муниципальных образований, предлагаемых налоговых доходов будет явно недостаточно, чтобы обеспечить возлагаемые расходы. Следовательно, выравнивание, видимо, будет осуществляться  по-прежнему за счет дотаций из региональных бюджетов.  

                                                                                                             Таблица 5

Общая схема разграничения основных налоговых полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы в Российской Федерации к 2005 году.

 

 Налог
Статус
Зачисление (% от общего объема)
федеральный.бюджет
Регион.бюджеты
местные.бюджеты
Таможенные пошлины
Ф
100
-
-
НДС
Ф
100
-
-
Налог на доходы физических лиц
Ф
-
50
50
Налог на прибыль
Ф
31
61
8
Налог на наследование
Ф
-
100
-
Транспортный налог
Р
-
100
-
Налог с продаж
Р
-
40
60
Экологические платежи
Р
-
50
50
Налог на игорный бизнес
Р
-
80
20
Налог на недвижимость (имущество, землю)
М
-
-
100
Налоги на совокупный доход
М
-
-
100
Налог на рекламу
М
-
-
100