4.2.
Развитие бюджетного федерализма
Бюджетная реформа направлена прежде на развитие бюджетного федерализма, в рамках которого предполагается обеспечить сбалансировать финансовые интересы и полномочия различных уровней бюджетной системы.
Для достижения этой цели постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Федеральная программа развития бюджетного федерализма на период до 2005 года.
Целью программы определено формирование и развитие системы бюджетного устройства, позволяющей органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления проводить самостоятельную налоговую и бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти различных уровней.
Создаваемая в соответствии с программой бюджетная система призвана обеспечить:
1) создание долгосрочных стимулов проведения структурных реформ, поддержания конкурентной среды, содействия росту доходов населения и экономическое развитие территории;
2) бюджетную ответственность – управление общественными финансами от имени населения и в интересах населения;
3) социальную справедливость – равной доступности гражданам к общественным услугам и социальным гарантиям;
4) создание условий для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления для выполнения возложенных на них функций;
Разграничение расходных полномочий между бюджетами определено в качестве первичной задачи.
Бюджетное законодательство не содержит четкого разграничения расходов между бюджетами различных уровней, поэтому программа предусматривает внесение в бюджетный кодекс понятия «расходные полномочия» - права и обязанности органов власти соответствующих уровней.
Чтобы это осуществить программа предполагает:
а) осуществить нормативное правовое регулирование бюджетных расходов: объем, качество, доступность общественных услуг, натуральные и финансовые нормативы, уровень и структуру расходов;
б) обеспечить органы государственной власти и органы местного самоуправления финансовыми ресурсами;
в) производить финансирование общественных услуг.
В Бюджетном кодексе должно быть четко закреплено разграничение расходных полномочий между уровнями на основе следующих критериев:
1) субсидиарности (максимальной близости власти к потребителю расходов);
2) территориального соответствия;
3) территориальной дифференциации;
4) эффекта масштаба – концентрации расходов обеспечивает экономию средств;
В распределении средств, программа предусматривает схему, состоящую из трех видов полномочий:
1.Нормативное регулирование.
2.Обеспечение финансовыми ресурсами.
3. Организация предоставления услуг.
Согласно этой схеме нормативное регулирование может осуществляться, например, федеральным и региональным уровнями, обеспечение финансовыми средствами за счет регионального бюджета, организация предоставления услуг может осуществляться региональным и местным уровнями.
Все бюджетные услуги разделены на 4 группы:
1. Бюджетные услуги общего характера.
2. Бюджетные услуги населению.
3. Экономическая политика.
4. Прочие функции.
Приведем отдельные примеры из каждой группы, полностью распределение функций приведено в приложении 1.
К бюджетным услугам общего характера относится учет недвижимости для налогообложения, при этом: нормативное правовое регулирование осуществляется федеральным, региональным и местным уровнями, обеспечение финансовыми средствами осуществляется за счет местных бюджетов, на местном же уровне организуется предоставление этой услуги.
В качестве бюджетной услуги населению рассмотрим здравоохранение общее. Нормативное регулирование осуществляется федеральным уровнем, финансирование и организация предоставления услуг осуществляется региональным + местным уровнями.
В области экономической политики рассмотрим местный (внутригородской) транспорт. Нормативное регулирование осуществляют все уровни, а финансирование и организации осуществляется региональным + местным уровнями.
Предложенная схема распределения расходных полномочий не позволяет определить, какие расходные полномочия будут сняты с местного самоуправления. Видимо только в законах это найдет точное отражение.
В отношении разграничения основных доходных источников между уровнями бюджета программа более конкретна (таблица 5).
Данные таблицы свидетельствуют, что для реализации программы требуются определенные изменения в налоговом законодательстве. В частности, налог на совокупный доход налоговым кодексом отнесен к федеральным налогам, а в программе его предполагается сделать местным, налог на недвижимость предполагается сделать местным, Налоговый кодекс относит его к региональным. Налог с продаж с 2004 года должен быть отменен.
Что касается соотношений, приведенных в таблице доходных источников и расходных полномочий, то (по предварительной оценки ряда экспертов) для значительного числа муниципальных образований, предлагаемых налоговых доходов будет явно недостаточно, чтобы обеспечить возлагаемые расходы. Следовательно, выравнивание, видимо, будет осуществляться по-прежнему за счет дотаций из региональных бюджетов.
Таблица 5
Общая схема разграничения основных налоговых полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы в Российской Федерации к 2005 году.
Налог |
Статус |
Зачисление (% от общего |
||
федеральный. |
Регион. |
местные. |
||
Таможенные
пошлины |
Ф |
100 |
- |
- |
НДС |
Ф |
100 |
- |
- |
Налог
на доходы физических лиц |
Ф |
- |
50 |
50 |
Налог
на прибыль |
Ф |
31 |
61 |
8 |
Налог
на наследование |
Ф |
-
|
100 |
-
|
Транспортный
налог |
Р
|
-
|
100 |
-
|
Налог
с продаж |
Р |
-
|
40 |
60 |
Экологические
платежи |
Р |
-
|
50 |
50 |
Налог
на игорный бизнес |
Р |
-
|
80 |
20 |
Налог
на недвижимость (имущество, землю) |
М |
-
|
-
|
100 |
Налоги
на совокупный доход |
М |
-
|
-
|
100 |
Налог
на рекламу |
М |
-
|
-
|
100 |