Глава 4. Основные направления бюджетной реформы

 

4.1. Налоговая реформа и ее влияние на доходы бюджетов

 

      Налоги являются  неотъемлемым элементом государства, поскольку именно налоги  являются основным источником финансового обеспечения  его деятельности  и деятельности местного самоуправления.

      Эффективность налоговой системы тесно связана и оказывает существенное влияние на    эффективность экономики в целом.  Высокие налоги, предполагающие значительные изъятия доходов в пользу государства,  приводят к угнетению деловой активности и в итоге к снижению доходов государства.

        Вопросы налоговой реформы в данном разделе будут рассматриваться только применительно  к формированию доходов бюджетов.

       Существующая  система налогообложения Российской Федерации  начала формироваться  в 1990-1991 годах и выстраивалась, видоизменялась по мере формирования рыночных условий в экономике.

      Первоначально         налоговое законодательство состояло из  закона РСФСР «Об основах налоговой системы» и законов  РСФСР по отдельным налогам. В большинство законов постоянно вносились изменения и дополнения.  По мере внесения этих изменений, налоговое законодательство становилось все более сложным и неоднозначным, вступало в противоречие с гражданским законодательством. Налоговое бремя на предприятия было очень высоким, что сдерживало развитие экономики. Стало совершенно очевидна необходимость  в проведении налоговой реформы и кардинального улучшения  налогового законодательства.

        Налоговая реформа была призвана обеспечить решение двух основных задач:

1.        Создать четкое,  полное, понятное и по возможности простое законодательство.

2.        Снизить налоговое бремя на налогоплательщиков.

       Решение  первой задачи  однозначно требовало разработки и принятия налогового кодекса.  В 1996 году появился первый вариант  проекта первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Проект прошел многочисленные обсуждения, в ходе доработки в него было внесено множество поправок, и в июле 1998 года  первая часть Налогового кодекса была принята.  Вводилась она в действие  с 1 января 1999 года специальным  Федеральным законом от 31.07.1998 г. № 147-ФЗ «О введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

      Вторая часть Налогового кодекса, состоящая из четырех глав по отдельным налогам была принята в июле 2000 года  и введена в действие Федеральным законом от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ с 1 июля 2001 года.

       В последующие годы были приняты еще несколько глав второй части. В целом в 2003 году еще не закончена вторая часть, а предстоит принять еще третью и четвертую части кодекса. Иными словами работы в области налогового законодательства предстоит еще достаточно.

        Вторая задача – снижение налогового бремени, требовала и  требует «увязки» с поступлением налогов в бюджет, поскольку снижение налоговых ставок далеко не всегда сразу дает увеличение поступлений в бюджет.

          Основные направления налоговой реформы в части снижения налоговой нагрузки связаны,  во-первых, с уменьшением ставки налога на прибыль с 35% сначала до 30%, а затем до 24%; во-вторых, с отменой прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц и введением единой ставки в размере 13%; в-третьих, с введением для малого предпринимательства единого налога по упрощенной системе и  единого налога    на  вмененный  доход  для  определенных   видов   деятельности;    в-четвертых, с отменой целой группы местных налогов и введением налога с продаж (необходимо отметить, что  налог с продаж в том виде, в  котором он был принят, признан Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции РФ и подлежит отмене с 1 января 2004 года);

в-пятых,  с введением единого социального налога вместо платежей в государственные внебюджетные фонды.

       Помимо перечисленных, наиболее значимых изменений, следует отметить, что реформа предполагает усиление роли имущественных налогов, взимаемых с населения, переход на рыночные механизмы оценки земли и имущества, введение налога на недвижимость вместо налога на имущество и налога на землю. Рассматриваются вопросы снижение ставки налога на добавленную стоимость, ставок по единому социальному налогу и ряд других мер.

         С точки зрения распределения налогов по уровням бюджетов, то общепринято считать, что возросла концентрация налоговых доходов в федеральном бюджете, снизилась собственная доходная база  бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Практически ликвидированы местные налоги. В Налоговом кодексе к местным налогам отнесены: земельный налог, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц, налог на наследование и дарение,  местные лицензионные сборы.

      Однако, земельный налог поступает в местный бюджет только частично, главы  в Налоговом кодексе по лицензионным  сборам пока нет.  С  учетом того, что местное самоуправление не обладает правом лицензирования, видимо и по этим местным сборам будет много вопросов. Доля остальных налогов в доходах местных бюджетов несущественна.