3.3. Краткая характеристика бюджетов субъектов Российской федерации и бюджетов местного самоуправления.

 

      Бюджеты  субъектов Российской Федерации являются самостоятельными финансовыми институтами в республиках, краях и областях. Органы государственной власти субъектов самостоятельно, в соответствии  с законодательством  определяют бюджетную политику, составляют, утверждают и исполняют региональные бюджеты.

      Показатели бюджета субъекта РФ рассмотрим на примере условного субъекта РФ с численностью населения 800 тысяч жителей.  За основу этой модели приняты  показатели  ряда субъектов, поэтому они являются  достаточным отражением бюджетов на уровне субъектов РФ. Этой моделью мы будем пользоваться и в последующих главах, когда будем рассматривать показатели бюджетов субъектов РФ. 

      Доходы  субъекта на 2003 год определены в сумме 4418 млн. рублей, в том числе, налоговые доходы – 958 млн. рублей, неналоговые доходы – 56 млн. рублей, безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней – 2920 млн. рублей, доходы целевых бюджетных фондов – 477 млн. рублей, доходы от предпринимательской  и иной деятельности – 7 млн. рублей.

      Налоговые доходы складываются из налога на прибыль – 10,3%, налога на доходы физических лиц – 25,9%, налоги на товары и услуги – 43,4%, налоги на совокупный доход –3,5%, налоги на имущество – 11,1 %, налоги за пользование природными услугами – 5,5%.

      Расходы совместно с Российской Федерацией описаны выше,  а расходы, которые финансируются  исключительно из бюджетов субъектов РФ следующие:

-         обеспечение функционирования органов государственной власти субъекта;

-         обслуживание и погашение государственного долга субъекта;

-          проведение выборов и референдумов субъекта РФ;

-         обеспечение реализации региональных целевых программ;

-         формирование государственной собственности субъекта;

-         содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся м собственности субъекта;

-         оказание помощи муниципальным бюджетам;

-         компенсация расходов, возникших в результате принятых субъектом решений, приводящих к увеличению расходов или снижению доходов муниципальных образований.

      Деятельность  и функции органов местного самоуправления определены федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятого в1995 году. В 2003 году должна быть принята его новая редакция.

       Местные бюджеты являются самостоятельным финансовым институтом муниципального уровня, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством формируют, утверждают и исполняют местные бюджеты.

        Структуру доходов местного бюджета рассмотрим, как и в случае с бюджета субъекта на примере условного муниципального образования с численностью населения около 100 тысяч жителей.

       Общий объем доходов на 2003 год определен в сумме 458,0 млн. рублей.

Налоговые доходы составляют 306 млн. рублей, неналоговые – 22 млн.рублей, безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней – 130 млн. рублей.

       Налоговые доходы запланированы в следующих соотношениях: налог на прибыль –19,1%, налог на доходы физических лиц – 52,0%, налоги на товары  и услуги – 6,5%, налоги на совокупный доход – 8,1%,  налоги на  имущество – 7,1%,  платежи за пользование природными ресурсами  4,5%    

      В соответствии с Федеральным  законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие расходы:

-         содержание органов местного самоуправления;

-         формирование муниципальной собственности;

-         содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

-         организация, содержание и развитие муниципального жилищного хозяйства;

-         муниципальное дорожное строительство;

-         благоустройство и озеленение территорий;

-         организация утилизации бытовых отходов;

-         содержание мест захоронений;

-         охрана окружающей природной среды на территории муниципального образования;

-         реализация целевых муниципальных программ;

-         обслуживание  и погашение муниципального долга;

-         целевое дотирование населения;

-   проведение муниципальных выборов и референдумов.