3.2. Общая характеристика федерального бюджета
Основные функции управления государством возложены на федеральный бюджет. Для выполнения данных функций, для обеспечения проведения государственной политики формируется федеральный бюджет.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения валового внутреннего продукта меду отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями общества.
На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов и мероприятий, связанных с обеспечением обороны и безопасности, правоохранительной деятельности, развитие науки, подготовка высококвалифицированных кадров.
Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений в промышленном производстве, освоения новых технологий. Решение проблем экономики и социальной сферы посредством финансирования федеральных целевых программ также связано преимущественно с федеральными бюджетными средствами.
Доходы федерального бюджета на 2003 год определены в сумме 2417,8 млрд. рублей и складываются из налоговых доходов в сумме 1892 млрд. рублей, неналоговых доходов в сумме 145,7 млрд. рублей, доходы целевых бюджетных фондов в сумме 14,1 млрд. рублей и доходов в виде единого социального налога (ЕСН) – 365,6 млрд. руб. ЕСН выделен в самостоятельный подраздел в приложении 3 к федеральному бюджету, поскольку данный налог имеет целевой характер.
Налоговые доходы образованы по основным источникам в следующих соотношениях: налог на прибыль – 9,5%, налог на добавленную стоимость – 50%, акцизы – 12%, таможенные пошлины – 10%, платежи за природные ресурсы – 10%.
Расходы федерального бюджета складываются из расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета и расходов, финансируемых совместно с бюджетами субъектов Российской Федерации.
Исключительно из федерального бюджета финансируются расходы на:
- обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
- функционирование судебной системы;
- осуществление международной деятельности;
- национальную оборону и обеспечение безопасности государства;
- государственную поддержку железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
- государственную поддержку атомной энергетики;
- ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
- исследование космического пространства;
- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности;
- формирование федеральной собственности;
- обслуживание и погашение государственного долга;
- пополнение государственных запасов драгоценных металлов, драгоценных камней, государственного материального резерва;
- федеральную инвестиционную программу;
- проведение федеральных выборов и федеральных референдумов;
- финансовую поддержку субъектов РФ и финансирование передаваемых государственных полномочий;
- официальный статистический учет.
В соответствии с Конституцией РФ значительная часть государственных функций находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Данное положение порождает и совместные финансовые обязательства. Бюджетный кодекс определил, что совместно за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ финансируются следующие расходы:
- государственная поддержка отраслей промышленности;
- обеспечение правоохранительной деятельности;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- обеспечение социальной защиты населения;
- обеспечение охраны окружающей природной среды;
- развитие рыночной инфраструктуры;
- обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
- обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов;
- обеспечение деятельности средств массовой информации;
- финансовая помощь другим бюджетом.