2.3. Бюджетная классификация

 

В целях обеспечения единства планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны федеральным законом от 15.08.1999 г № 115-ФЗ была утверждена  и введена в действие с 1997 года новая бюджетная классификация, в которой наряду с группировкой показателей бюджета обеспечена международная сопоставимость данных.

В данную классификацию неоднократно  вносились изменения и дополнения, последняя редакция  утверждена Федеральными законами  от 08.08.2001 г. № 127-ФЗ, от 07.05.2002 г.  № 51-ФЗ и от 6.05. 2003 г. № 53-ФЗ.

Согласно   закону, бюджетная классификация включает группировку показателей бюджетов по следующим направлениям:

1.     Классификацию доходов бюджетов РФ.

2.     Функциональную классификацию расходов бюджетов РФ.

3.     Ведомственную классификацию  расходов бюджетов РФ.

4.     Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ.

5.     Классификацию источников внешнего финансирования дефицита  федерального бюджета.

6.     Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ.

7.     Классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

8.     Классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов  РФ.

Перейдем к краткой характеристике каждого направления классификации, ее содержания и порядка группировки показателей.

      Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой группировку  доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов всех уровней бюджетной системы.

      Классификация доходов бюджетов РФ подразделяется на группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Классификация включает пять групп: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные перечисления и доходы целевых бюджетных фондов, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Коды и основные доходные источники представлены в таблице 1.

                                                                                                              Таблица 1

Классификация доходов

 

1000000

Налоговые доходы

1010000

Налоги на прибыль

1020000

Налоги на товары и услуги

1020100

Налог на добавленную стоимость (НДС)

1020101

НДС  на продовольственные товары

1030000

Налоги на совокупный доход

1040000

Налоги на операции с ценными бумагами

1050000

Платежи за пользование природными ресурсами

1060000

Налоги  на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

2000000

Неналоговые доходы

3000000

Безвозмездные перечисления

4000000

Доходы целевых бюджетов

     Пример группировки  в таблице представлен группой «налоговые доходы, код 1000000», подгруппой – «налоги товары и услуги, код 102000», статьей – «налог на добавленную стоимость, код 1020100», и подстатьей – «налог на добавленную стоимость на продовольственные товары, код  1020101».

Функциональная классификация расходов бюджетов отражает распределение финансирования  на выполнение задач и функций государства и местного самоуправления. Классификация имеет четыре уровня: разделы, подразделы, целевые статьи и виды расходов.

       Рассмотрим функциональную классификацию  расходов по разделам на примере федерального бюджета на 2003 год. Подразделы классификации в данной таблице приведем на примере  раздела «Образование» (таблица 2).

В рамках функциональной классификации нормативные акты о бюджете предусматривают распределение  средств не только по разделам (Рз) и подразделам (ПР), но и по целевым статьям (ЦСР) и видам расходов (ВР). Такая группировка позволяет получить структуру распределения  внутри раздела. В качестве примера приведем фрагмент распределения расходов по подразделу «высшее профессиональное образование» (таблица  2).

 

                                                                                                                 Таблица 2

 

Распределение расходов федерального бюджета на 2003 год по разделам функциональной классификации расходов бюджетов

 

Код

 Наименование разделов  

Сумма

млнуб.

0100

Государственное управление и местное самоуправление

66506,9

0200

Судебная власть

 25481,9

0300

Международная деятельность

 44384,2

0400

Национальная оборона

344525,3

0500

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

 244793,7

0600

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

 40206,0

0700

Промышленность, энергетика, строительство

 63406,3

0800

Сельское хозяйство и рыболовство

 31167,6

0900

Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография, геодезия

 10807,7

1000

Транспорт, связь и информатика

 6087,1

1100

Развитие рыночной структуры

 100

1200

Жилищно-коммунальное хозяйство

 0

1300

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

 21208,1

1400

Образование

97672,0

1401

Дошкольное образование

 1139,1

1402

Общее образование

 1195,1

1403

Начальное профессиональное образование

 21096,9

1404

Среднее профессиональное образование

 12484,6

1405

Переподготовка  и повышение квалификации

 1370,7

1406

Высшее профессиональное образование

 54809,1

1407

Прочие расходы в области образования

 4806,4

1500

Культура, искусство, и кинематография

 14056,2

1600

Средства массовой информации

 11954,9

1700

Здравоохранение и физическая культура

 39344,7

1800

Социальная политика

150685,0

1900

Обслуживание государственного и муниципального долга

277510,1

2000

Пополнение государственных запасов и резервов

 20956,4

2100

Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы

714610,2

2200

Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров

 10759,8

2300

Мобилизационная  подготовка экономики

 500,0

2400

Исследование  и использование космического пространства

 7651,3

2500

Военная реформа

 15800,3

2600

Дорожное хозяйство

 79111,7

3000

Прочие расходы

 - 7710,5

3100

Целевые бюджетные фонды

 14066,3

 

ВСЕГО РАСХОДОВ

2345641,4

 Распределение ассигнований из федерального бюджета в рамках функциональной классификации представлены в таблице 3.

 Таблица 3

Распределение ассигнований из федерального бюджета на 2003 год

( фрагмент)

Наименование

Рз*

ПР

ЦСР

ВР

Сумма млнуб

Высшее профессиональное образование

14

06

 

 

54809,1

Ведомственные расходы на образование 

14

06

400

 

54809,1

Высшие учебные заведения

14

06

400

271

49055,7

Содержание особо ценных объектов культурного наследия

14

06

400

273

5753,4

         Ведомственная классификация  расходов бюджетов представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных ассигнований  по главным распорядителям бюджетных средств. Данный вид классификации наиболее объемный,  в федеральном бюджете содержится свыше  ста бюджетополучателей: министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные учреждения и организации и др. Для создания представления о ведомственной группировке расходов приведем фрагмент классификации на примере Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (таблица 4).

      Экономическая классификация расходов является  группировкой расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию. Разделы классификации включают: текущие расходы, капитальные расходы, расходы по предоставлению бюджетных кредитов. Разделы делятся на подразделы. Текущие расходы подразделяются на закупку товаров и оплату услуг, выплату процентов, субсидии. Капитальные расходы состоят из капитальных вложений в основные фонды, создания государственных запасов и резервов, приобретения земли и нематериальных активов, предоставление бюджетных ссуд.

        Классификация источников внешнего финансирования дефицита бюджета является группировкой  заемных средств, привлекаемых Правительством РФ,  органами исполнительной власти субъектов  на внешнем рынке для финансирования  дефицита соответствующего бюджета.      

      Классификация содержит несвязанные (финансовые) заимствования и целевые иностранные заимствования, которые подразделяются на кредиты (займы) международных финансовых организаций и кредиты (займы) правительств иностранных государств, банков и финансовых организаций.

              Классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджета является также группировкой заемных средств, привлекаемых только на внутреннем финансовом рынке Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

           Классификация видов государственных  внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации  - это группировка долговых обязательств Правительства Российской Федерации и  исполнительных органов  государственной власти субъектов РФ. Классификация включает долговые обязательства по государственным ценным бумагам, долги по привлеченным и непогашенным кредитам, а также долговые обязательства по  компенсации вкладов населения.

 Классификация видов государственных внешних долгов – это группировка внешних долговых обязательств Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов РФ по заимствованиям на внешних рынках, осуществленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

 

                                                                                                            Таблица 4

 

Ведомственная структура расходов федерального бюджета

на 2003 год (фрагмент)

 

 Наименование

Мин 

Рз

ПР

ЦСР

ВР

Сумма,млн.руб.

 Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству

720

 

 

 

 

 174,9
 Государственное управление и

720

01

 

 

 

172,7
 местное самоуправление

720

01

03

 

 

172,7
Функционирование исполнительных органов государственной власти

720

01

03

037

027

33,9 
Центральный аппарат
720
01
03
037
027
 14,2
Денежное содержание аппарата 
720
01
03
037
029
19,7

Расходы на содержание  аппарата

720

01

03

038

 

138,8
 

720

01

03

038

027

 91,9
 Территориальные органы
720
01
03
038
029
46,9
Денежное содержание аппарата
720
01
04
 
 
2,1
 Расходы на содержание  аппарата
720
01
04
 
 
 2,1
 

720

01

04

125

 

 2,1

 Международная деятельность

720

01

04

125

050

2,1