Глава 2. Бюджетное устройство Российской Федерации и права  органов   государственной власти и местного самоуправления в вопросах бюджета

 

2.1. Законодательная и нормативная база в области бюджета

 

Эффективное регулирование бюджетного процесса невозможно без нормального правового обеспечения. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими  в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в экономике и социальных процессах.

 Конституция РФ определила государственное устройство страны как федерацию, заложив тем самым и основы бюджетного устройства.

Важным шагом в совершенствовании правовых основ  бюджетного устройства  и бюджетного процесса явилось принятие  и введение в действие с 1 января 2001 г. Бюджетного кодекса РФ. Это позволило в значительной мере упорядочить  ряд позиций в межбюджетных отношений, а также вопросы формирования, исполнения и контроля на всех стадиях бюджетного процесса.

Следует отметить, что отдельные нормы Бюджетного  кодекса, прежде всего связанные с государственными  минимальными социальными стандартами, до 2003 года так и не были введены в действие, поскольку не был принят соответствующий федеральный закон.

Федеральный закон «О бюджетной классификации» регламентирует распределение доходов и расходов бюджета по соответствующим группам, устанавливая соответствующие коды доходов и расходов.

Отдельные нормы по вопросам бюджета содержатся в Налоговом кодексе, законе Российской Федерации «Об основах налоговой системы». Эти нормы связаны главным образом с зачислением отдельных налогов в бюджеты разных уровней.

Два федеральных закона «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органах в государственной власти  в субъектах Российской  Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержат нормы, определяющие  ряд общих положений в области бюджетов и бюджетного процесса на уровне субъектов РФ и местного самоуправления.

Конкретизация вопросов бюджетного устройства и организации бюджетного процесса регулируется соответствующими законами субъектов. В различных субъектах РФ могут приниматься законы о бюджетном процессе, которые включают и вопросы межбюджетных отношений субъекта РФ и муниципальных образований, но могут  приниматься и отдельные законы, регулирующий межбюджетные отношения в субъектах.

Ряд республик, краев и областей приняли законодательные акты, устанавливающие нормы и нормативы бюджетной обеспеченности муниципальных образований по отраслям бюджетной сферы. 

На уровне местного самоуправления принимаются представительными органами нормативно-правовые акты организации бюджетного процесса в конкретном муниципальном образовании