15.5. Ответственность за нарушение
бюджетного законодательства.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение
установленного Бюджетным кодексом порядка составления и рассмотрения проектов
бюджетов, утверждения бюджетов исполнения и контроля за
исполнением бюджетов всех уровней признается нарушением бюджетного
законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.
Меры, применяемые к
нарушителям включают:
1.
Предупреждение о ненадлежащем исполнении
бюджетного процесса.
2.
Блокировку расходов.
3.
Изъятие бюджетных средств.
4.
Приостановление операций по счетам в
кредитных организациях.
5.
Наложение штрафов.
6.
Начисление пени.
На федеральном уровне полномочиями по применению мер принуждения являются органы
федерального казначейства.
Органы федерального казначейства обладают
правом по применению мер принуждения и на уровне субъектов РФ, если они осуществляют кассовое исполнение бюджетов
субъектов РФ, о чем уже отмечалось выше,
в разделе 15.3.
Если органы федерального казначейства не
осуществляют исполнение региональных и местных бюджетов, то правом применения мер принуждения обладают
соответствующие региональные или местные финансовые органы.
Непосредственно правом применения мер
принуждения наделены руководители финансовых органов и их заместители. Эти руководители в
соответствии с законодательством могут
применять как меры принуждения,
связанные с бюджетным процессом,
та и меры, связанные с вынесением
предупреждений должностным лицам о нарушении бюджетного законодательства. Кроме
того, руководители финансовых органов и их заместители, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Протоколы об административных
правонарушениях являются основанием для наложения штрафов на должностных и юридических лиц.
Основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного
законодательства являются:
-
неисполнение закона (решения) о бюджете;
-
нецелевое использование бюджетных средств;
-
неперечисление, неполное или несвоевременное
перечисление бюджетных средств бюджетополучателям;
-
несвоевременное зачисление бюджетных
средств на счета получателей;
-
несвоевременное предоставление отчетов и
других сведений, связанных с исполнением бюджета;
-
несвоевременное доведение до
бюджетополучателей уведомлений о
бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;
-
несоответствие бюджетной росписи закону
(решению) о бюджете;
-
несоблюдение обязательности зачисления
доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
-
несвоевременное исполнение платежных
документов на перечисление средств, подлежащих
зачислению на счета бюджета;
-
несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об их исполнении;
-
отказ
или несвоевременное подтверждение о принятых бюджетных обязательствах;
-
финансирование расходов, не включенных в
бюджетную роспись или в размерах, превышающих суммы, предусмотренные в
бюджетной росписи;
-
несоблюдение предельных размеров
дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга;
-
открытие счетов бюджета в кредитных организациях
при наличии на соответствующей территории отделений Центрального Банка России.
В завершение главы о контроле и
ответственности необходимо обратить
внимание, что определение Бюджетного кодекса предусматривает нарушения на всех
этапах бюджетного процесса, однако основания для применения мер принуждения и
ответственности предусмотрены только
к стадии исполнения бюджета.
Не предусмотрена ответственность за
нарушения при составлении. рассмотрении
и утверждении бюджета. Видимо и по этой
причине бюджеты нижестоящих уровней
далеко не всегда сбалансированы по доходам и расходам, учитывая, что
объемы доходов нижестоящих бюджетов фактически определяются законами
(решениями) о бюджетах вышестоящих уровней бюджетной системы. Также, видимо и по этой причине, представительный орган может
не утверждать, как свидетельствует практика,
бюджет на протяжении более полутора лет.