Глава 11. Финансирование здравоохранения

 

11.1. Реформа системы здравоохранения. Медицинское страхование.

 

      Изменения в экономических отношениях в начале  90-годов прошлого века затронули и систему здравоохранения России. Изменения в законодательстве об охране здоровья населения, во-первых, привели к формированию государственного, муниципального и частного секторов  здравоохранения, во-вторых, определили появления страхового принципа финансирования медицинской отрасли.

      Закон Российской Федерации «О медицинском страховании в РФ», принятый в 19993 году установил основные направления перехода к страховой медицине.

       Целью введения  медицинского страхования являлось повышение эффективности лечебного процесса и создания гарантий  для граждан в получении медицинских услуг при заболевании (при возникновении страхового случая) за счет накопленных страховых сумм. Кроме того, предполагалось , что за счет медицинского страхования удастся существенно снизить бюджетные расходы на здравоохранение.

      Медицинское страхование осуществляется  в форме добровольного и обязательного страхования (ОМС).

    ОМС является составной частью государственного социального страхования наряду с пенсионным и социальным страхованием и призвано обеспечить всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС, в объеме и на условиях соответствующих программ обязательного медицинского страхования.

     Программы обязательного медицинского страхования принимаются на всех трех уровнях бюджетной системы: федеральном, региональном и местном.

      Программы подразумевают, что медицинские услуги, в рамках страховой части здравоохранения, можно получить только те и тех объемах, которые предусмотрены соответствующими программами.

       Программа ОМС определяет два основных параметра:

1.     Лечение каких заболеваний  финансируется  за счет средств ОМС, а каких  - за счет бюджета того или иного уровня бюджетной системы.

2.     Какой объем услуг может быть получен в рамках ОМС.

      Суть медицинского страхования заключается в том, что лечебным учреждениям возмещаются затраты, связанные с оказанием медицинских услуг.

      Возмещение средств осуществляется фондами обязательного медицинского страхования. Существуют территориальные (областные, республиканские) фонды и федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Фонды могут организовывать своё взаимодействие с  медицинскими учреждениями как через страховые медицинские компании, так и напрямую.

      Система медицинского страхования включает: гражданина, страхователя,  страховщика, медицинское учреждение.

      Граждане в системе ОМС подразделяются на две группы: на работающее население, к которому относятся граждане, имеющие место работы и неработающее население – дошкольники, учащиеся, пенсионеры, безработные.

      Страхователем работающего населения является работодатель.  Индивидуальный предприниматель страхует себя сам.

       Страхователь перечисляет в составе единого социального налога 3,6% от фонда оплаты труда страховой взнос за каждого работника.

       Для неработающего населения страхователем являются органы местного самоуправления, которые перечисляют за счет средств бюджета в фонды ОМС взносы за  каждого неработающего гражданина  по тарифам, установленным региональной комиссией. Комиссия включает представителей органов здравоохранения, органов фондов ОМС, органов местного самоуправления.

    В субъекте, который мы рассматриваем в качестве примера, норматив определен в сумме порядка 500 руб. за каждого неработающего гражданина. При численности населения города около 100 тыс. человек численность неработающих может составить  порядка 48-50 тысяч человек, бюджет в этом случае должен перечислить в фонд ОМС 24- 25 млн.  рублей. 

       Страховщик – фонд ОМС или медицинская страховая компания, которые заключают договора на медицинское страхование с организациями – работодателями или органами местного самоуправления и медицинскими учреждениями на финансирование затрат на лечение заболеваний предусмотренных программой ОМС.

      Добровольное медицинское страхование может осуществляться гражданами самостоятельно или организациями за своих работников. Предприятия осуществляют добровольное медицинское страхование за счет собственной прибыли.

       В целях совершенствования системы здравоохранения и обеспечения конституционных гарантий прав граждан на  медицинское обслуживание Правительство РФ 11 сентября 1998 года постановлением №1096 утвердило программу государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью.

    Постановлением определено, что должны быть приняты соответствующие территориальные программы на уровне субъектов РФ. Территориальные программы также определили, что органы местного самоуправления должны принять муниципальные программы гарантий. Такие программы должны приниматься ежегодно и использоваться для расчета расходов бюджета на здравоохранение.

 

 

      Программы государственных гарантий определяют:

1.          Перечень видов медицинской помощи, которые предоставляются гражданам бесплатно.

2.          Территориальные и муниципальные программы обязательного медицинского страхования,

3.          Виды медицинской помощи, предоставляемой за счет средств бюджета.

4.          Объем медицинской помощи.

5.          По душевые нормативы  финансирования здравоохранения.

6.          условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи.

7.          Перечень жизненно необходимых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов при оказании скорой медицинской помощи и стационарной помощи.

      Программа распределяет виды затрат на медицинские услуги между уровнями бюджетной системы.

       Из федерального бюджета финансируется  медицинская помощь, оказываемая  в федеральных медицинских учреждениях, в т.ч. дорогостоящие  виды медицинской помощи, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации ежегодно.  

      Из бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований финансируется:

1.     Скорая медицинская помощь.

2.      Диспансерные наблюдения за определенными категориями граждан.

3.     Социально значимые виды медицинской помощи:

-         туберкулезные заболевания;

-         венерические заболевания;

-         психиатрические расстройства;

-         наркологические заболевания;

-         ортопедия;

-         патология новорожденных.

4.     Содержание лечебно-профилактических учреждений, выполняющих преимущественно услуги обеспечивающего характера, например станции переливания крови, центры профилактики, врачебно-физкультурные диспансеры и др.

5.     Затраты на поддержание системы здравоохранения, связанные с приобретением оборудования, проведением  капитального ремонты, обеспечения отдельных категорий граждан бесплатными медикаментами или медикаментами по льготным ценам.

6.     Реализация целевых программ в области здравоохранении.

      Оказание других видов медицинской помощи осуществляется в рамках программ обязательного медицинского страхования.

       Объемы медицинской помощи представляют собой, утверждаемые органами государственного управления в области здравоохранения показатели деятельности учреждений здравоохранения по оказанию лечебно-профилактической и диагностической помощи населению.

        Предусмотрена разработка нормативов объемов амбулаторно-поликлинической, стационарной и скорой медицинской помощи.

      Показатель объемов амбулаторно-поликлинической помощи выражается  количеством посещений  на 1000 человек и составляет порядка 9100 –9200  посещений  на 1000 жителей по  субъекту РФ, который рассматривается в качестве примера. По муниципальному образованию – городу с населением около 100 тыс. жителей норматив составляет 8600-8700 посещений.

       Показатель объема стационарной помощи выражается в количестве койко-дней на 1000 человек. Показатели норматива для субъекта составляют 2900-2950  койко-дней на 1000 человек,  для  муниципального образования 2000-2100 койко-дней на 1000 жителей.

       Показатель объема  скорой медицинской помощи выражается количеством вызовов на 1000 человек. Норматив вызова для субъекта  РФ составляет 340-350 вызовов, для муниципального образования 540-550 вызовов на 1000 жителей.

       Значительные различия между показателями субъекта РФ и муниципальным образованием связаны с отличиями в возрастной структуре населения – на селе выше доля пожилого возраста, что сказывается на длительности лечения, в тоже время, очевидно, что доступность  скорой медицинской помощи  существенно выше для городского населения.

    Приведенные нормативы и данные о затратах на медицину, финансируемых из бюджетов являются основой планирования расходов на здравоохранение при формировании проектов бюджетов на очередной год.