10.4.
Планирование расходов на культуру
В соответствии с законом Российской Федерации «Об основах законодательства о культуре» объемы расходов на отрасль в федеральном бюджете должны не менее двух процентов от всех расходов, а в региональных бюджетах не менее шести процентов.
В федеральном бюджете на 2003 г. расходы на культуру искусство и кинематографию определены в сумме 14,1 млрд. руб., что составляет 0,6% от всех расходов.
В бюджете субъекта РФ, который мы рассматриваем в качестве примера, расходы на 2003 г. расходы по разделу запланированы в сумме 62,3 млн. руб., что составляет 1,3% от всех расходов.
В местном бюджете, который мы приводим в качестве примера, на 2003 г. в бюджете на культуру предусмотрено 11,2 млн. рублей, что составляет 2.3% от всех расходов муниципального образования.
Расходы на культуру складываются из расходов на содержание учреждений культуры, расходов на реализацию целевых программ в области культуры и расходов на мероприятия, проводимые органом управления культурой.
К учреждениям культуры относятся библиотеки, театры, дома культуры, клубы, музеи, концертные залы, художественные галереи, музеи-заповедники.
Структура затрат определяется спецификой задач, определенных в учредительных документах, с учетом оказания платных услуг.
Сметы включают доходы от оказания платных услуг и расходов, которые планируются на основании статей затрат по экономической классификации.
Бюджетное финансирование выделяется на оплату разницы между расходами и доходами, получаемыми от оказания платных услуг.
Оплата труда в учреждениях культуры, финансируемых за счет бюджетов, осуществляется на основе единой тарифной сетки.
Смета расходов учреждения составляется по статьям экономической классификации, с учетом специфики деятельности. Например, для библиотек приобретение литературы и подписка на периодические издания относятся к приоритетным расходам. Для музейных учреждений такими расходами будут затраты, связанные с организацией выставочной деятельности, для театров – постановочные расходы, связанные с подготовкой реквизита и костюмов, для музеев-заповедников – организация содержания, организация экскурсионной деятельности и т.д.
Расходы на реализацию целевых программ в области культуры планируются в бюджетах ежегодно по каждой программе в отдельности. На каждый год формируется план мероприятий, который планируется реализовать в рамках выделяемых средств.
Для программ в области культуры, как и для других программ, довольно распространенным явлением является несовпадение объемов финансирования, определенных при утверждении программы и сумм, фактически предусматриваемых в бюджете на очередной год.
В качестве примера приведем несколько федеральных целевых программ в области культуры, реализуемых на территории России и объемы их финансирования на 2003 г.
Основной программой может считаться программа «Культура России 2001-2005 годы). На ее финансирование в 2003 году предусмотрено 4.6 млрд. рублей. На реализацию программы «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы) предусмотрено в 2003 г. 513,3 млн. рублей, на программу «Русский язык на 2002-2005 годы» - 31,6 млн. рублей. В рамках программы «Дети России» на 2003-2006 годы реализуется подпрограмма «Одаренные дети», значительная часть мероприятий которой также связаны с вопросами культуры.
Расходы, на проведение мероприятий органами управления в сфере культуры, связаны прежде всего с проведением фестивалей, конкурсов, культурных программ в рамках юбилейных торжеств, таких как празднование 300-летия основания г. Санкт-Петербурга 300-летия основания г.Петрозаводска, 1100-летия первого упоминания в летописи г. Пскова, Московского международного кинофестиваля, проведения Дня города или района и т.п.
Расходы на подобные мероприятия планируются на основании смет расходов, включающих прежде всего затраты на приобретение необходимых материалов и техники, оплату аренды привлекаемого оборудования, оплату выступления творческих коллективов. Перечень расходов в значительной мере определяется сценарием торжества или акции и может включать даже такие затраты, как, например, оплату работы авиации по осаждению дождевых облаков за пределами Санкт-Петербурга или Москвы во время праздника.