10.2. Планирование расходов на общеобразовательные школы.

 

      Расходы на организацию образовательной деятельности школ в соответствии с бюджетной классификацией состоят из  затрат на текущее содержание, приобретение оборудования, на капитальный ремонт и капитальное строительство.

       Расходы  бюджета на текущее содержание рассчитываются на основе числа учащихся и количества школ.

        Число учащихся определяется в среднем за год, на начало и конец учебного года, поскольку  учебный и финансовый год не совпадают по срокам.

      Прием в первые классы планируется исходя из численности детей, которым на начало года исполняется 6 (или 7) лет, в зависимости  от принятой на данной территории схемы обучения в начальной школе  - 3 или 4 года.

      Прием в десятые классы планируется с учетом поступления части учеников  в  начальные или средние профессиональные учебные заведения – лицеи, колледжи, техникумы, училища.

      Наполняемость классов определяется  по нормативам, согласно которым в 1-9 классах должно быть не более 30 учащихся, 10-11 классах – не более 25 учащихся. При этом  допускается отклонение  с учетом фактического числа учеников данного возраст. Например, при наличии в школе  84 учеников 10 класса  может создаваться три класса по 28 человек.

      Количество классов и количество школ является  основой  для расчета основной статьи расходов – оплаты труда.

      Фонд оплаты труда общеобразовательной школы включает:

1.     Заработную плату за проведение уроков.

2.     Доплаты за проведение дополнительных работ – проверку тетрадей, классное руководство, организацию работы  предметного кабинета.

3.     Заработную плату  административно- управленческого и учебно-вспомогательного персонала.

      Фонд оплаты рассчитывается  на основе среднегодового количества ставок и средней ставки учителя в месяц по каждой школе.

       Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы для всех типов учебных заведений установлена постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191 (приложение 2).

        Для учителя 1-4 классов   норма часов за ставку составляет 20 часов в неделю, для учителей 5-12 классов   18 часов в неделю.

      Общий объем нагрузки учителя рассчитывается в соответствии с  учебными планами по предметам и количества часов в неделю по каждой дисциплине, с учетом факультативов.

       При планировании объема нагрузки учитывается предельное   количество часов в неделю для учащихся. Так,  для  учеников 1-4 классов в неделю не может быть более 24 часов занятий,    для 5-6 – 30 часов, для 7-8 –34 часа и для 9-11 – не более 36 часов  в неделю.

      Для школ с углубленным изучением предметов и школ инновационных форм возможно увеличение недельной нагрузки на 10-15% на основании решения Совета школы.

        На основании количества классов и объема часов по учебным дисциплинам рассчитывается общее количество ставок по конкретной школе.

       Ставки заработной платы устанавливаются на основании Единой тарифной сетки (ЕТС), которая включает 18 разрядов (таблица 9). Ставки учителей могут быть от 7 до 14 разряда ЕТС и зависят от образования, стажа работы, аттестации в соответствии с профессиональными достижениями.

      Тарификация учителей осуществляется ежегодно на 1 сентября. В результате получается свод ставок. Например, 7 разряд – 8 ставок, 8 разряд – 6, 9 разряд – 11 ставок. С учетом количества ставок и оплаты по ним определяется фонд оплаты труда учителей.

        Фонд оплаты труда административно-управленческого аппарата также так же определяется по ЕТС. Например, ставка директора школы устанавливается  16-17 разрядом, ставки заместителей  на 1 разряд ниже.

      Нормативные документы Министерства образования предусматривают, что фонд оплаты труда может быть увеличен до 20%  учредителем на оплату работ,  не входящих в обязанности учителя.

      После определения фонда оплаты труда планируются расходы на выплату единого социального налога в размере 35,6% от фонда оплаты труда.

       Помимо оплаты труда Федеральный закон «Об образовании» предусматривает  компенсационные выплаты на приобретение книгопечатной  продукции в сумме  одного минимального размера оплаты труда. Минимум для этих нужд определен законом   в размере 100 рублей в месяц.

       Последующие расходы охарактеризуем на основе экономической классификации с указанием кодов и методов расчетов.

1. Оплата труда   110100             

2. ЕСН                  110200

3.Приобретение материалов 110300 – планируется по нормативам с учетом сложившихся затрат.

 4.Командировочные расходы 110400 – исходя из планового числа командировок для руководства и переподготовки учителей.

 5. Транспортные расходы 110500 – исходя из планируемых затрат на доставку материалов, а также продуктов питания для школьных столовых.

 6. Связь 110600 – на основании лимитов, установленных учредителем.  

 7. Оплата коммунальных расходов 110700

      Содержание зданий 110710 – на основании смет.

      Отопление    110720 – на основании установленных учредителем лимитов.                      

      Электроэнергия 110730 – на основании лимитов.

      Водоснабжение 110740 на основании лимитов.

 8. Оплата текущего ремонта 111020 на основании смет.

 9. Капитальный ремонт зданий 240300  - на основании проекта.

 

 

                                                                                                             Таблица 9

Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций

бюджетной сферы

Разряды  оплаты  труда
Тарифные  коэффициенты
Тарифные ставки (оклады)
1
 1,00 
450
2
1,11 
500
3
1,23 
555
4
1,36 
610
5
1,51 
680
6
1,67 
750
7
1,84 
830
8
2,02 
910
9
2,22 
1000
10
2,44
1100
11
 2,68 
1205
12
2,89 
1300
13
3,12 
1405
14
3,36 
1510
15
3,62 
1630
16
3,9 
1755
17
4,2
1890
18
 4,5
2025

 

Приведенные  параметры Единой тарифной сетки действуют до 1октября 2003 года. С 1.10 2003 г. ставка первого разряда будет составлять 600 рублей, т. е . будет увеличена в 1,33 раза. Соответственно  пропорционально увеличатся ставки (оклады) последующих разрядов. С 2005 года Правительство РФ планирует ввести вместо ЕТС отраслевые схемы оплаты труда, согласно которых будут учитываться специфика трудовой деятельности в различных отраслях бюджетной сферы. 

     При формировании бюджетов муниципальных образований субъекты федерации могут использовать нормативный  метод,  согласно  которому расходы местных бюджетов определяются, исходя из затрат на одного ученика и количества учащихся в городе или районе.