§4. Виды бюджетных правонарушений

 

Как уже отмечалось, бюджетные правонарушения могут быть трех видов: 1) финансово-правовыми (собственно бюджетно-правовыми); 2) административными; 3) уголовными.

Составы бюджетных правонарушений, носящих финансово-правовой характер, устанавливают Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные федеральные закона.

В настоящее время Бюджетный кодекс Российской федерации предусматривает следующие виды бюджетных правонарушений.

1. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Данное правонарушение влечет бюджетно-правовую ответственность в виде изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Особой разновидностью этого правонарушения, которая устанавливается ежегодным законом о федеральном бюджете, выступает использование не по целевому назначению бюджетных кредитов, выданных российским юридическим лицам.

При этом периодом нецелевого использования средств бюджетного кредита признается срок с даты отвлечения средств на цели, не предусмотренные по условиям предоставления бюджетного кредита, до момента их возврата в бюджет субъекта Российской Федерации или направления для использования по целевому назначению.

Данное правонарушение влечет бюджетно-правовую ответственность в виде штрафа в размере двойной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на период использования указанных средств не по целевому назначению.

2. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата.

Данное правонарушение влечет:

а) изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

б) сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.

3. Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.

Данное правонарушение влечет:

а) изъятие в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе;

б) взыскание пени за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными бюджетными средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

 4. Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением.

Данное правонарушение влечет вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

5. Неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях, либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств.

Данное правонарушение влечет выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования.

6. Несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств.

Данное правонарушение влечет вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

7. Несоответствие сводной бюджетной росписи и бюджетной росписи главных распорядителей бюджетных средств расходам, утвержденным бюджетом.

Данное правонарушение влечет вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

8. Финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись.

Данное правонарушение влечет:

а) изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств;

б) вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

9. Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов.

Данное правонарушение влечет:

а) изъятие в бесспорном порядке сумм выделенных бюджетных средств;

б) вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

10. Предоставление бюджетных кредитов, бюджетных ссуд с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Данное правонарушение влечет:

а) изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств;

б) вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

11. Предоставление бюджетных инвестиций с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Данное правонарушение влечет:

а) изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств;

б) вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

12. Предоставление государственных гарантий с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Данное правонарушение влечет:

а) аннулирование государственных гарантий;

б) вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

13. Осуществление государственных закупок с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Данное правонарушение влечет:

а) блокировку соответствующих расходов;

б) вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

14. Размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передача их в доверительное управление с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Данное правонарушение влечет:

а) изъятие в бесспорном порядке размещенных (переданных) бюджетных средств;

б) вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

15. Незачисление либо несвоевременное зачисление средств, подлежащих обязательному зачислению в доходы региональных бюджетов.

Данное правонарушение влечет изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, подлежащих зачислению в соответствующие бюджеты.

16. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета региональных бюджетов.

Данное правонарушение влечет взыскание пени с кредитной организации в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

17. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств, подлежащих зачислению на лицевые счета получателей бюджетных средств.

Данное правонарушение влечет взыскание пени с кредитной организации в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

18. Несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам, отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, либо несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств.

Данное правонарушение влечет предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Надо сказать, что Бюджетный кодекс Российской Федерации  применительно ко всем видам перечисленных бюджетных правонарушений оговаривает, что их совершение влечет наложение штрафов в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако сам Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает лишь три вида бюджетных правоотношений, а именно:

1. Нецелевое использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

2. Нарушение получателем бюджетных средств срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе.

Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от четырехсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

3. Неперечисление получателем бюджетных средств в установленный срок платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.

Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

  back 

Контрольные вопросы

 

1. Нецелевое использование бюджетных средств

2. Невозврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе

3. Неперечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.

4. Непредставление сведений, необходимых для составления проектов бюджетов.

5. Неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств.

6. Несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств.

7. Несоответствие сводной бюджетной росписи и бюджетной росписи главных распорядителей бюджетных средств расходам, утвержденным бюджетом.

8. Финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись.

9. Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов.

10. Предоставление бюджетных кредитов, бюджетных ссуд с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.