§2. Понятие ответственности за нарушение бюджетного
законодательства
Юридическая
ответственность – это реакция на правонарушение. Правонарушение выступает
основанием ответственности; без правонарушения нет ответственности.
Любая
юридическая ответственность характеризуется тремя признаками: а) государственным
принуждением; б) отрицательной оценкой деяния, формирующего правонарушение, и
субъекта, совершившего это деяние; в) наступлением для правонарушителя
неблагоприятных последствий, что и составляет сущность наказания.
Финансово-правовая
ответственность за бюджетные правонарушения характеризуется следующими признаками:
1)
данная ответственность установлена непосредственно бюджетным законодательством
(причем, только Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными федеральными
законами);
2)
к ответственности привлекается субъект бюджетного правоотношения;
3)
ответственность предусматривает применение мер наказания к лицу, виновному в
неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний, предусмотренных нормами
бюджетного законодательством ;
4)
в основании ответственности лежит бюджетное правонарушение, то есть нарушение
бюджетного законодательства;
5)
ответственность состоит в применении специфических бюджетных санкций;
6)
привлечение к бюджетно-правовой ответственности производят органы, исполняющие
бюджеты;
7)
привлечение к ответственности осуществляется в порядке, установленном бюджетным
законодательством;
8)
бюджетно-правовая ответственность является средством обеспечения надлежащего
исполнения требований бюджетного законодательства.
При
привлечении бюджетного правонарушителя к юридической ответственности государство
преследует, как правило, три цели.
Первая цель – обеспечение
исполнения бюджетного законодательства. Особенно это характерно для ситуации,
когда к ответственности привлекается получатель бюджетных средств.
Вторая цель – наказание
правонарушителя, что выступает средством его воспитания и предупреждения повторных
правонарушений.
Третья цель – защита имущественных
интересов участников бюджетных правоотношений.
В
рамках финансовой ответственности ответственность за нарушения бюджетного законодательства
формирует особый вид ответственности – бюджетно-правовую ответственность.
Бюджетно-правовая
ответственность – это применение уполномоченными органами, исполняющими бюджет, к
нарушителю бюджетного законодательства мер юридической ответственности,
установленных этим законодательством, возлагающих на правонарушителя
дополнительных обременений имущественного характера.
Характеризуя
правовой статус субъектов
Российской Федерации в системе
ответственности за нарушение бюджетного законодательства, отметим следующие
обстоятельства:
Во-первых,
субъекты Российской Федерации не правомочны
устанавливать ответственность за нарушения бюджетного законодательства (в
форме как административной, так и бюджетно-правовой ответственности). Такую
ответственность правомочны устанавливать лишь уполномоченные
федеральные органы государственной власти.
Однако,
во-вторых, именно нарушение бюджетного законодательства субъектов
Российской Федерации может выражать
собой объективную сторону бюджетно-правового
или административного бюджетного правонарушения, которое будет лежать в
основании привлечения правонарушителя соответственно к бюджетно-правовой или
административной ответственности;
В-третьих,
субъекты Российской Федерации в лице
органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации, правомочны привлекать правонарушителей к бюджетно-правовой ответственности за
совершение бюджетных правонарушений, в порядке установленном Бюджетным кодексом
Российской Федерации.
В-четвертых,
субъекты Российской Федерации в лице органов, исполняющих бюджеты субъектов
Российской Федерации, правомочны возбуждать дела о привлечении правонарушителей к административно-правовой
ответственности за нарушения бюджетного законодательства путем
составления протокола о совершении бюджетного правонарушения.
В-пятых,
субъекты Российской Федерации в лице
уполномоченных органов государственной власти сами могут быть привлечены к бюджетно-правовой ответственности за
нарушения бюджетного законодательства в качестве правонарушителей.
В-шестых,
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исполняющие бюджеты, а также их
должностные лица могут привлекаться к
административной
ответственности за нарушения бюджетного законодательства в качестве
правонарушителей.