§5. Заключение бюджета субъекта Российской Федерации

 

Заключение бюджета субъекта Российской Федерации – заключительная стадия бюджетного процесса в субъекте Российской  Федерации. Назначение этой стадии – получить представление о реальном исполнении бюджета, сопоставить первоначальные плановые показатели с фактическими, что поможет поднять качество бюджетного планирования, выявить недостатки и упущения, допущенные в ходе исполнения бюджета, принять меры к недопущению их в будущем.

Эта стадия включает в себя следующие этапы:

1) подготовка отчета об исполнении бюджета;

2) рассмотрение отчета об исполнении бюджета законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской  Федерации;

3) принятие законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской  Федерации об отчете об исполнении бюджета.

Субъекты Российской  Федерации конкретизируют эти этапы стадии заключения проекта бюджета. В Санкт-Петербурге, например, этой стадии бюджетного процесса посвящен специальный Закон «О порядке представления, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов Санкт-Петербурга», принятый 7 мая 1999 г.

Рассмотрим указанные этапы заключения бюджета.

Подготовка отчета об исполнении бюджета возлагается на орган, исполняющий бюджет.

Данный отчет готовится на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении бюджета.

При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в исполнительном органе государственной  власти субъекта Российской Федерации может быть назначена внутренняя проверка указанного отчета.

Бюджетный кодекс Российской Федерации  предусматривает, что внутренняя проверка отчета об исполнении бюджета осуществляется органами Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с заключенными соглашениями между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации (п. 3 ст. 271 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Бюджетное законодательство субъектов Российской  Федерации довольно подробно освещает этап подготовки проекта отчета об исполнении бюджета.

Закон Алтайского края «О бюджетном устройстве, бюджетного процессе и финансовом контроле в Алтайском крае» устанавливает, что отчет об исполнении краевого бюджета готовит комитет администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике как орган, ответственный от имени администрации края за исполнение краевого бюджета, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств.

В отчетах главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и бюджетных учреждений в обязательном порядке отражаются степень выполнения задания по предоставлению государственных услуг, данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, а также использования краевого имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления. Главные распорядители сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.

Получатели бюджетных средств в форме субвенций, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд готовят отчеты распорядителю бюджетных средств для составления сводного отчета по краю.

По некоторым позициям подготовка отчета возлагается на другие исполнительные органы государственной  власти края.

Так, комитет по управлению государственным имуществом администрации края готовит сводный отчет по расходованию средств краевого бюджета, вложенных в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, и доходах, полученных от таких вложений.

Главное управление экономики и инвестиций администрации края готовит сводный отчет об использовании средств, выделенных на краевые инвестиции.

Краевые унитарные предприятия готовят годовые бухгалтерские отчеты и направляют их распорядителю бюджетных средств.

Законом Алтайского края установлены следующие сроки подготовки и сдачи годового отчета об исполнении краевого бюджета:

бюджетные учреждения представляет отчет об исполнении сметы доходов и расходов за прошедший финансовый год не позднее 20 января текущего года главному распорядителю бюджетных средств;

главные распорядители бюджетных средств представляют отчеты об исполнении смет доходов и расходов за прошедший финансовый год не позднее 1 февраля текущего года в комитет администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике;

комитет по финансам, налоговой и кредитной политике готовит отчет об исполнении краевого бюджета за прошедший финансовый год и представляет его не позднее 30 мая года, следующего за отчетным, в краевой Совет народных депутатов и Счетную палату Алтайского края.

Этап рассмотрения отчета об исполнении бюджета начинается с предоставления указанного отчета в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской  Федерации.

Отчет об исполнении  бюджета представляется в соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской  Федерации в форме проекта закона этого субъекта.

Отчет вместе с документами и материалами, предусмотренными Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также бюджетным законодательством самих субъектов Российской  Федерации.

Бюджетное законодательство субъектов Российской  Федерации определяет состав отчета об исполнении бюджета и перечень прилагаемых к нему документов и материалов.

Например, в соответствии с Законом Республики Карелии «О бюджетном процессе в Республике Карелия» Председатель Правительства Республики Карелия одновременно с отчетом об исполнении республиканского бюджета представляет следующие документы и материалы:

пояснительную записку;

отчеты о расходовании средств целевых бюджетных фондов и резервных фондов Председателя Правительства Республики Карелия;

отчет о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

отчет о предоставлении государственных гарантий Республики Карелия;

отчет о внутренних и внешних заимствованиях Республики Карелия по видам заимствований;

сводные отчеты о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг;

реестр государственной собственности Республики Карелия на первый и последний отчетного периода[1];

отчет о состоянии внешнего и внутреннего долга Республики Карелия (ст. 79 Закона).

До начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации проводится внешняя проверка указанного отчета. Такая проверка осуществляется соответствующими контрольными органами данного законодательного органа.

Так, в соответствии с уже названным Законом Республики Карелия внешняя проверка отчета об исполнении республиканского бюджета проводится Контрольно-бюджетным комитетом в течение 45 дней после предоставления указанного отчета в Законодательное собрание Республики Карелия. При этом используются материалы проведенных проверок и ревизий. Результаты внешней проверки оформляются заключением Контрольно-бюджетного комитета.

Заключение Контрольно-бюджетного комитета по годовому отчету об исполнении республиканского бюджета включает:

результаты анализа предоставления и погашения бюджетных кредитов и бюджетных ссуд;

анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям и их исполнения;

анализ предоставления бюджетных инвестиций и заключенных по ним договоров с точки зрения обеспечения государственных интересов;

анализ выполнения плановых заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдения нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг;

анализ выполнения установленных законом Республики Карелия о республиканском бюджете показателей по доходам республиканского бюджета;

анализ потерь республиканского бюджета от освобождения от уплаты налога и налоговых льгот по источникам доходов республиканского бюджета;

анализ и заключение по выполнению иных статей закона о республиканском бюджете;

другие материалы, непосредственно связанные с исполнением республиканского бюджета;

заключение по каждому разделу и подразделу республиканского бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации, а также по каждому главному распорядителю средств республиканского бюджета, допустившему нецелевое либо сверх утвержденных бюджетных ассигнований расходование средств с указанием руководителей или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения (статьи 80 и 81 Закона).

Законодательный орган государственной власти субъекта Российской  Федерации принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения результатов проверки указанного отчета, проведенной соответствующими контрольными органами.

Как предусматривает Бюджетный кодекс Российской Федерации, указанный законодательный орган имеет право обратиться в органы прокуратуры Российской Федерации для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону о бюджете в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, Бюджетным кодексом Российской Федерации и законом о бюджете, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

Порядок рассмотрения отчета об исполнении бюджета устанавливаются бюджетным законодательством субъекта Российской  Федерации.

Так, Законом Республики Карелия «О бюджетном процессе в Республике Карелия» установлено, что при рассмотрении отчета об исполнении республиканского бюджета за год Палата Республики заслушивает:

доклад Министра финансов Республики Карелия об исполнении республиканского бюджета;

заключение Контрольно-бюджетного комитета.

По предложению Председателя Палаты Республики либо по собственной инициативе могут выступить или представить информацию:

Прокурор Республики Карелия – о соблюдении в Республике Карелии законности в области бюджетного законодательства;

Председатель Конституционного Суда Республики Карелия, Председатель Арбитражного Суда Республики Карелия, Председатель Верховного Суда Республики Карелия – о рассмотрении в течение отчетного года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства;

руководители Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия и Управления федеральной службы налоговой полиции – о нарушениях налогового законодательства и связанных с ними потерях республиканского бюджета.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении бюджета законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской  Федерации принимает одно из следующих решений:

об утверждении отчета об исполнении бюджета;

об отклонении отчета об исполнении бюджета.

В некоторых субъектах Российской  Федерации решение об утверждении отчета принимается в форме закона законодательного (представительного) органа государственной власти  субъекта Российской  Федерации, а решение об отклонении отчета – в форме постановления об этом отклонении.

Решение об отклонении отчета об исполнении бюджета принимается в том случае, если в ходе проверки исполнения бюджета выявлено несоответствие бюджета принятому закону субъекта Российской  Федерации о бюджете, а также если не вводился режим сокращения и блокировки расходов.

Если отчет об исполнении бюджета отклоняется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской  Федерации, то указанный орган имеет право обратиться в прокуратуру Российской Федерации для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

Кроме того законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской  Федерации вправе в соответствии с законодательством этого субъекта возбудить процедуру выражения недоверия соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, отзыва выборных должностных лиц субъекта Российской  Федерации, привлечения к иным формам ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц.

   back

Контрольные вопросы

 

1. Назначение стадии исполнения бюджета субъекта Российской Федерации.

2. Этапы стадии исполнения бюджета субъекта Российской Федерации.

3. Сущность этапа подготовки отчета об исполнении бюджета.

4. Материалы, лежащие в основе подготовки отчета об исполнении бюджета.

5. Сущность этапа рассмотрение отчета об исполнении бюджета законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской  Федерации.

6. Порядок рассмотрения отчета об исполнении бюджета

7. Сущность этапа принятие законодательным (представительным) органом государственной власти  субъекта Российской  Федерации об отчете об исполнении бюджета.

8. Формы принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения по итогам рассмотрения отчета об исполнении бюджета.

9. Отклонение отчета об исполнении бюджета и последствия этого отклонения.



[1] В большинстве субъектов Федерации к отчету об исполнении регионального бюджета прилагается не реестр собственности, а отчет о доходах о доходах, полученных от использования имущества, находящегося в собственности субъекта Федерации.